ЛУКОЙЛ приобрел у ConocoPhillips 376 автозаправок в шести странах Европы

"Лукойл" выполнил свое давнее обещание расширить down stream в Европе. Вчера компания объявила о приобретении у своего партнера — американской ConocoPhillips — 376 автозаправок в шести странах ЕС. Не теряет надежды "Лукойл" и на пополнение нефтеперерабатывающих активов в Европе.

"Лукойл" — крупнейшая нефтяная компания России. В 2005 г. добыл 90,1 млн т нефти и переработал 47,4 млн т. Владеет восемью НПЗ общей мощностью 58,5 млн т нефти в год, в том числе тремя зарубежными: Одесским (3,6 млн т в год), румынским Petrotel (2,4 млн т) и болгарским "Нефтохим Бургас" (10,7 млн т). У компании 5830 АЗС в 18 странах мира. Выручка "Лукойла" за 2005 г. по US GAAP — $56,2 млрд, чистая прибыль — $6,4 млрд. Топ-менеджеры компании контролируют 20,6% ее акций. У ConocoPhillips — 19%, у российских физлиц — 3,9%, остальные бумаги обращаются на биржах.
На вчерашней презентации облигационных займов "Лукойла" его вице-президент Леонид Федун объявил, что компания покупает у ConocoPhillips сеть автозаправок, работающих под торговой маркой Jet в Бельгии, Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и Финляндии. Согласно официальным материалам компании, она приобретает 376 АЗС, в том числе 156 — в Бельгии (8,3% розничного рынка), 44 — в Чехии (4%), 14 — в Словакии (3,5%), 83 — в Польше (5%), 30 — в Венгрии (4,3%) и 49 — в Финляндии (5,5%). В первых трех странах "Лукойл" ранее не присутствовал, в Польше и Венгрии его рыночные доли теперь вырастут до 6%, а в Финляндии — до 29%. Покупка АЗС позволит "Лукойлу" увеличить розничную продажу нефтепродуктов за рубежом на 1,4 млн т в год, что на 19% больше прогноза на 2006 г. Компания отмечает высокую эффективность новых активов — среднесуточная реализация топлива на заправках составляет 9,9 т, тогда как в среднем по "Лукойлу" — 7 т.
Сумму сделки компания не раскрывает. Вице-президент "Лукойла" Александр Матыцын сказал журналистам, что сделка должна быть согласована с европейскими регулирующими органами. По его словам, пока не решено, под каким брендом будут работать приобретаемые станции. Источник, знакомый с ходом переговоров "Лукойла" и ConocoPhillips, сказал "Ведомостям", что американцы предлагали своему партнеру еще 69 АЗС в Дании, 40 — в Норвегии и 163 — в Швеции. "Вероятно, "Лукойл" выбрал лучшее", — предполагает собеседник.
"Это приобретение вполне укладывается в стратегию "Лукойла" по сокращению экспорта сырья в пользу продаж нефтепродуктов, в том числе и через собственные розничные сети", — говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. По его оценке, сети могут обойтись "Лукойлу" в $400-500 млн. А Андрей Федоров из Альфа-банка одну АЗС оценивает в среднем в $1,7 млн, всю покупку — в $640 млн. Он отмечает, что показатель среднесуточной продажи на этих заправках очень неплох для Европы.
Федун также заявил, что "Лукойл" рассматривает возможность приобретения нефтеперерабатывающего завода в Бельгии, и не исключил, что компания войдет в капитал чешской Unipetrol. Источник в "Лукойле" уточнил "Ведомостям", что в последнем случае речь идет не о самой Unipetrol, а о ее "дочке" Ceska Rafinerska, в которую входят два НПЗ (Litvinov и Kralupy) общей мощностью 8,3 млн т нефти в год. ConocoPhillips в этой компании принадлежат 16,33% акций, и американцы ведут переговоры с "Лукойлом" о продаже этой доли.
По мнению Федорова, из пяти бельгийских НПЗ по своему техническому уровню интерес для "Лукойла" могут представлять только два. Они расположены в Антверпене, и один из них принадлежит ExxonMobil (14 млн т нефти в год), другой — Total (18 млн т). По оценке эксперта, каждый из них должен стоить не менее $2 млрд. "Мы не комментируем рыночные слухи", — сказал представитель пресс-службы Total Поль Флорен.
"Слишком много было неудачных попыток "Лукойла" купить НПЗ в Европе, — напоминает Нестеров из "Тройки Диалог". — Это и Гданьский НПЗ в Польше, и Mazeikiu nafta в Литве, и Hellenic Petroleum в Греции, и совсем недавно Europort в Нидерландах". Поэтому, полагает он, трудно представить, что нечто подобное удастся "Лукойлу" теперь. По мнению Нестерова, эти неудачи имеют как экономическое объяснение — нефтепереработка сейчас очень выгодна, а значит, и дорога, так и политическое — в Европе очень настороженно относятся к экспансии российских компаний.
Комментарии
Конфереция