Закон об обязательном страховании ОПО приведет к увеличению розничной цены топлива на 50-70 копеек

Страховщики энергично проталкивают через Госдуму закон об обязательном страховании опасных производственных объектов. Новый вид обязательного страхования, прежде всего, коснется предприятий топливно-энергетического комплекса. И у нефтяных магнатов появится прекрасный повод обосновать очередное повышение цен на топливо. Страховщики надеялись, что им удастся запустить новый федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» с начала 2007 года. Но что-то не заладилось в Государственной думе: нормативный акт никак не может пройти второе чтение, его все время переносят и переносят. Но движущая сила это закона достаточно велика, чтобы сомневаться в его принятии. На рассмотрение в Госдуму законопроект внесли в конце 2005 года депутаты-единороссы. Среди них не случайным образом оказался Александр Коваль - глава Всероссийского союза страховщиков и он же один из авторов закона об ОСАГО.
Так что страховщики не теряют надежд. Они рассчитывают, что все решится в весеннюю сессию и закон вступит в силу с 1 января 2008 года для частных компаний, а государственные предприятия начнут его исполнять с 1 января 2008 года, поскольку им необходимо заблаговременно заложить в бюджет расходы на страховку. Страховщики говорят, что расходы по обязательной страховке будут исчисляться миллионами рублей, в несколько раз выше того, что платят компании сейчас, страхуя ответственность добровольно.
Действующее законодательство, регламентирующее страхование опасных объектов, появилось в России в 1997 году. Оно устанавливает лимиты ответственности для объектов разной степени опасности от 100 тыс. руб. до 7 млн. руб. и определяет диапазон тарифов.
Например, лимит ответственности для газовых котельных, которые вырабатывают тепловую энергию для жилых домов, установлен в пределах 1 млн руб. Собственник котельной должен заплатить страховщику максимум 2% от лимита. «Со временем, когда все увидели, что по таким объектам страховых событий не происходит, тарифы опустились ниже 1%», - говорит начальник отдела страхования ответственности петербургского филиала ОАО «Согаз» Анна Врублевская.
На практике установленных законом лимитов ответственности оказывается недостаточно для покрытия ущерба. Более того, потерпевший может получить возмещение в пределах установленного законом лимита только через суд. Чтобы избежать этих ограничений страховщики заключают особый - комбинированный - договор, в нем оговаривается большая сумма покрытия, превышающая законный лимит и выплачивается она без суда, достаточно документально обосновать сумму ущерба.
В новом законе предполагается установить существенно более высокие лимиты ответственности - от 10 млн руб. до 6,5 млрд. От этих сумм и будет рассчитываться стоимость страхового полиса. Тарифы окончательно не определены, их уже более полугода скрупулезно рассчитывает правительство. Известно, что они будут установлены в пределах от 0,01% до 2% - в зависимости от опасности объекта.
Выделяется три категории опасных объектов. Первая – автозаправочные станции (АЗС) и газозаправочные станции, а также базы хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ). Во вторую категорию входят предприятия, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Третья - гидротехнические сооружения.
Страховщики сейчас как раз и спорят о том, какие объекты в какую категорию включить. От этого будут зависеть их будущие доходы, ведь чем выше лимит ответственности и тариф - тем больше страховой сбор.
«Если говорить об АЗС, то их можно безболезненно исключить из законопроекта, и вот почему. Поскольку на АЗС хранится топливо, которое легко воспламеняется, максимум, что может произойти – пожар, который, во всяком случае, не сопровождается выбросом в атмосферу опасных веществ, - объясняет президент страхового холдинга Prime Insurance Никита Исаев. - Кроме того, объем этого топлива не столь большой, как на складах ГСМ, поэтому ущерб третьим лицам и окружающей среде будет меньшим, нежели пожар на нефтеперегонном заводе».
По оценкам Исаева, в зависимости от установленного страхового тарифа велика вероятность того, что розничная цена топлива увеличится на 0,50-0,70 руб. Получается, что в проигрыше окажется конечный потребитель. Изложенное применимо и к газонаполнительным станциям.
Открытым пока остается вопрос по методике расчета возможного ущерба (лимита ответственности), ведь его придется рассчитывать до заключения договора страхования. Разработкой этой методики сейчас занимается МЧС РФ.
В законе заложено неравноправие между физическими и юридическими лицами. Предполагается, что ущерб, нанесенный юридическим лицам, будут возмещать в полном объеме, а обычным гражданам - в сумме не более 600 тыс. руб. И не понятно, в каком размере возмещается ущерб индивидуальному предпринимателю: в ограниченном как физическому лицу, либо в полном - как юридическому.
Страховщики любят объяснять необходимость принятия нового закона его социальной направленностью, заботой о соотечественниках и стараются не говорить про материальную выгоду, а она обещает быть немаленькой. Педантичные финансисты уже подсчитали, что в стране 250 тыс. опасных объектов и на них можно заработать 23-24 млрд руб. в год.
Причем расходы страховщиков на ведение в этом виде страхования будут существенно ниже, чем, например, по автострахованию, тому же ОСАГО. Ведь для страхования небольшого количества опасных предприятий не нужно развивать розничную сеть продаж полисов, строить центры урегулирования убытков. Иными словами, прибыль страховщиков по страхованию опасных объектов возрастет в десятки раз. Ежегодно страховые компании собирают около 1 млрд руб. по добровольному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.
Страхуются в основном нефтегазовые холдинги. Они заключают договоры со своими дочерними страховыми компаниями в двух случаях. Первый – когда страховку требует Ростехнадзор. Иначе не даст разрешения на эксплуатацию объекта. И второй случай – для расчетов с Министерством природных ресурсов за порчу девственной природы, ведь аварии на нефтепроводах в России не редкость. И за восстановление загаженной «черным золотом» окружающей среды проще заплатить через своего страховщика, чем снимать незапланированные средства с расчетного счета. «Более 90% страховых выплат приходится на возмещение экологического вреда», - отмечает начальник отдела рассмотрения и урегулирования претензий ОАО «Росно» Андрей Тарасов.
Еще одна важная особенность нового закона заключается в том, что расходы по нему предприятия смогут включать в себестоимость. По действующему законодательству они выплачиваются из прибыли. А это существенный сдерживающий момент для предприятий. Никто не хочет платить за страховку из прибыли. Лучше отнести расходы на себестоимость. Во-первых, сумма страховых расходов переносится на цену товара. А во-вторых, снижается база по налогу на прибыль.
В кулуарах страховщики говорят, что готовящийся закон – это такое российское «ноу-хау». Ни в одной развитой стране ничего подобного нет. И он повторит судьбу ОСАГО: депутаты примут противоречащий всем нормативным актам закон, а потом начнут вносить в него поправки, правительство признает, что где-то ошиблось с коэффициентами, поэтому в некоторых регионах этот вид страхования убыточен. Но в целом все хорошо: страховщики выплатят 12 млрд руб., а соберут 24 млрд, предприниматели включат эту сумму в цену бензина, керосина, проездных билетов и прочих товаров, которые оплатят граждане.
Получается какая-то административно-рыночная экономика. И не ясно, почему российский бизнес во главе с государством так и не хочет учиться работать по демократическим законам рынка. Например, почему бы не пойти по такому пути: случилась на предприятии авария, государство компенсирует пострадавшим гражданам и фирмам ущерб в полном объеме, а потом изымает потраченные средства у предприятия. Скорее всего, в этом случае владельцы опасных объектов добровольно будут страховаться, если, конечно, дорожат хорошей репутацией на рынке и бизнесом. Тем более уже сейчас такие примеры есть: ведь покупают промышленники страховку, когда этого требует Ростехнадзор или Минприроды РФ.
Комментарии
Конфереция