Экспорт качественной нефти без использования трубопроводов “Транснефти” бьют по бюджету

Добыча нефтяными компаниями качественной нефти и ее экспорт без использования трубопроводов “Транснефти” бьют по бюджету. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, проверившие одну из “дочек” “Лукойла” — “Калининградморнефть”. Если бы государство начисляло налоги исходя не из мировой цены на нефть марки Urals, а из ее реальной стоимости, оно могло бы дополнительно зарабатывать на “хорошем” сырье около $2 за баррель, подсчитали эксперты.
ООО “Калининградморнефть” — 100%-ная “дочка” “Лукойла”. Разрабатывает 26 месторождений на суше и на море, крупнейшим из которых является Кравцовское (Д-6) на балтийском шельфе с извлекаемыми запасами 9,1 млн т нефти. В 2005 г. компания добыла 1,2 млн т. Ее выручка по РСБУ за 2005 г. — 16,96 млрд руб., чистая прибыль — 5,655 млрд руб.
Коллегия Счетной палаты рассмотрела вчера результаты проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых, таможенных и других обязательных платежей в бюджет “Калининградморнефтью”, а также выполнения условий лицензионных соглашений. В пресс-релизе СП указаны два выявленных недостатка. В частности, в нарушение закона “О недрах” условия лицензий на недропользование “Калининградморнефть” не согласовывала с органами Госгортехнадзора. Кроме того, вопреки лицензионным обязательствам компании, за проверенный период (2004-2006 гг.) она не поставила нефть по себестоимости для нужд областной администрации в объеме 172500 т.
Аудитор СП Валерий Горегляд, руководивший проверкой, заявил, что никаких материалов в правоохранительные органы Счетная палата не направляла, потому что посчитала выявленные нарушения незначительными. Он говорит, что “Калининградморнефть” несет “серьезную социальную нагрузку” — поставляет газ населению по цене в семь раз ниже рекомендованной региональной энергетической комиссией.
“Калининградморнефть” работает в нетипичных для российских нефтекомпаний условиях. Во-первых, она не пользуется услугами “Транснефти”, во-вторых, добываемое ею сырье выше по качеству, чем российская экспортная смесь Urals. Благодаря этому компания продает нефть за рубеж по более высоким ценам, чем основная масса российских производителей, экспортирующих Urals. В отчете ревизоры отметили, что такое положение дел создает для отдельных компаний, имеющих доступ к “хорошей” нефти, необоснованные конкурентные преимущества, поскольку ставка таможенной пошлины никак не связана с качеством экспортируемого сырья. И это ведет к недополучению федеральным бюджетом таможенных платежей.
“В принципе, было бы справедливо поставить в зависимость от качества нефти не только размер пошлин, но и ставку НДПИ, поскольку она тоже привязана к мировой цене нефти”, — полагает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. Но, по его словам, объемы экспорта, проходящие мимо трубы “Транснефти”, сейчас настолько малы, что законодатели в ближайшее время вряд ли займутся этим вопросом. Но положение может измениться через несколько лет, когда начнется активная добыча в Тимано-Печоре и Восточной Сибири. По оценке Борисова, высококачественная российская нефть экспортируется по ценам до $5-6 на баррель выше, чем Urals. Поэтому, если государство решит учитывать эту разницу в пошлине и НДПИ, бюджет сможет дополнительно получать примерно $2 с барреля.
Комментарии
Конфереция