Минфин предлагает сформировать Нефтегазовый фонд из налогов и доходов от реализации продукции

Поступление в федеральный бюджет нефтегазовых доходов - так называемый "нефтегазовый трансферт" - следует ограничить показателем 3,6% ВВП. Такое предложение содержится в статье министра финансов Алексея Кудрина "Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета". Тезисы статьи отражают содержание концепции формирования Нефтегазового фонда России, представленной Минфином в правительство РФ.
Нефтегазовый фонд предлагается создать на базе Стабфонда. На его счет будут перечисляться нефтегазовые доходы - НДПИ на нефть и газ, вывозные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет в части доходов от реализации нефтегазовой продукции, доходы от различных форм участия в капитале, дивиденды по принадлежащим государству акциям нефтегазовых компаний, а также доходы от деятельности российско-вьетнамского СП "Вьетсовпетро".
От идеи включить в состав нефтегазовых доходов акцизы на углеводороды, содержавшейся в предыдущем варианте концепции "ненефтегазового бюджета", Минфин после обсуждения с заинтересованными министерствами и ведомствами отказался. Кроме того, в Нефтегазовый фонд поступает инвестиционный доход от размещения его средств.
В составе Нефтегазового фонда предлагается выделить Резервный фонд, призванный обеспечить стабильность расходов федерального бюджета и выполнение им обязательств в условиях падения мировых цен на нефть и газ, и Фонд сбережений - для сохранения части нефтегазовых доходов для будущих поколений и обеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочном временном горизонте.
Величину бюджетного трансферта из Нефтегазового фонда Минфин предлагает определить на долгосрочную перспективу на основе принципа, не подлежащего постоянному пересмотру, и закрепить ее законодательно (вместо нынешней цены отсечения в Стабфонд). При этом Минфин оставляет возможность для увеличения трансферта, но только в случае, если в течение нескольких лет подряд цена на нефть будет существенно ниже той, которая была взята при установлении величины трансферта, а Резервный фонд будет практически полностью использован.
Определяя величину Резервного фонда, Минфин исходил из того, что его размер должен покрывать потери федерального бюджета при снижении цен на нефть с $40 за баррель (нижняя граница интервала долгосрочной средней цены на нефть консенсус-прогнозов ведущих международных институтов) до $28,85 - средней цены за период с 1996 по 2005 год сроком на 3 года. Полные потери федерального бюджета при снижении цены на нефть на $1 за баррель в условиях 2006 года составляют 0,21% ВВП, что при трехлетнем планировании подразумевает объем фонда в 7% ВВП. При ориентировании на долгосрочную цену на нефть в размере $50 и соответствующем более высоком объеме использования нефтегазовых поступлений, для компенсации выпадающих доходов в течение трех лет необходимый объем Резервного фонда составил бы 13,3% ВВП. Поскольку на сегодняшний день вероятность существенного падения цен на нефть невысока, то величина Резервного фонда может находиться в интервале 7-10% ВВП, резюмирует Минфин. Это примерно соответствует текущим размерам Стабфонда - 2189,5 млрд рублей, или 8% ВВП по данным на 1 декабря, отмечает министерство.
Рассчитывая оптимальный размер нефтегазового трансферта, Минфин учитывал прогнозы динамики добычи нефти и газа, подготовленные Минприроды России. Темпы роста добычи нефти с 2010 по 2020 год приняты в размере 2% в среднем в год с ежегодным сокращением на 1% начиная с 2021 года, добычи газа - на 2,2% с 2010 по 2030 год с дальнейшей стабилизацией.
Комментарии
Конфереция