Средняя цена российской нефти увеличилась на 32% и составила 5950 рублей

Внутрироссийский рынок нефти оправился от почти двукратного падения цен в сентябре — октябре. В ноябре стоимость сырья для нефтеперерабатывающих заводов увеличилась на треть. Тем не менее эксперты уверены, что к росту цен на бензин это в ближайшее время не приведет.
По итогам сентябрьских торгов внутренняя цена нефти с поставкой в октябре обрушилась почти на 40%. Месяцем позже сырье подешевело еще на 15%, и в итоге за два месяца цена упала почти вдвое до 4600 руб. за тонну. А на минувшей неделе завершились торги декабрьской нефтью. По данным исследовательского центра “Кортес”, средняя цена увеличилась на 32% и составила 5950 руб. за тонну на узлах учета Западной Сибири. Аналитик “Кортеса” Людмила Лурье полагает, что основным фактором повышения цен стало увеличение эффективности экспорта в связи с существенным снижением с 1 декабря экспортных пошлин. Для нефти она сократилась на $56,9 до $180,7 за тонну, для светлых нефтепродуктов — на $38,4 до $134 за тонну.
Похожие цены зафиксировала в своем обзоре рынка компания “ИнфоТЭК Консалт”. Но они могли оказаться и выше. Как отмечают аналитики “ИнфоТЭК Консалт”, в ходе торгов стало известно, что в декабре экспорт предприятий не превысит положенной трети предоставленного доступа к трубе. Это означает, что подавляющему большинству предприятий будет объявлено о приеме в систему количества нефти, не превышающего фактически сданного в ноябре.
Но на январь аналитики дают утешительный прогноз для нефтяников. “Должна наступить зима на территории Европы, Средиземноморья и, конечно, России. Потребность в российской нефти на европейском рынке вырастет, и вслед за ней, скорее всего, вырастет цена как на российскую экспортную смесь, так и на нефть для российских НПЗ”, — говорится в отчете “ИнфоТЭК Консалт”.
Лурье считает, что снижение пошлин и возобновление с 20-х чисел ноября роста мировых цен на нефть и нефтепродукты повысили привлекательность экспорта. С сохранением этой тенденции на ближайшую перспективу можно ожидать увеличения вывоза из страны светлых нефтепродуктов и повышения оптовых цен на них на внутреннем рынке. Но рост вряд ли будет существенным, эти факторы будут нивелированы сезонным снижением спроса на моторное топливо в России. В пользу этого свидетельствует и мониторинг оптовых цен за минувшую неделю. В среднем бензиновые цены повысились на доли процента. В рознице же, по мнению Лурье, роста цен в этом году и вовсе ожидать не стоит. “За октябрь и первую половину ноября оптовые цены снизились в среднем на 10%, так что у автозаправщиков есть достаточный запас прочности”, — говорит эксперт.
Не ожидает роста цен и президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, который тоже ссылается на сезонное снижение спроса. Он добавляет, что после недавнего снижения оптовых цен должны были упасть и розничные, но этого не происходит. Виновата в этом, полагает Аркуша, столичная мэрия, которая вопреки федеральному законодательству ввела запрет на использование топлива стандарта ниже Евро-3. Поэтому операторы рынка, опасаясь штрафов, вынуждены закупать бензин требуемого качества, а он на 2000-3000 руб. за тонну дороже.
Представитель “Лукойла” Геннадий Красовский не припоминает, чтобы бензин дорожал в конце года. По его мнению, не станет исключением и нынешний декабрь: “Если, конечно, ОПЕК не станет кардинально сокращать добычу и мировые цены не пойдут вверх”.
Комментарии
Конфереция