ЛУКОЙЛ может увеличить количество АЗС в Турции до 500

ЛУКОЙЛ в перспективе не исключает возможности увеличения в Турции количества АЗС до 500, заявил президент компании Вагит Алекперов. Этот уровень сопоставим с численностью заправок группы в Болгарии и Финляндии. По мнению аналитиков, для реализации своих планов ЛУКОЙЛу потребуется не менее 0,5 млрд долл. и около 3—4 лет.
За рубежом у ЛУКОЙЛа больше всего АЗС в США — 1965, затем следует Болгария с 487 заправками и Финляндия (421). Компания также владеет сетью АЗС на Украине (252), Кипре (29), в Эстонии (30), Латвии (34), Литве (117), Польше (139), Белоруссии (45), Румынии (291), Сербии (178), Молдове (80), Венгрии (33), Грузии (14) и Азербайджане (21). В Турции у ЛУКОЙЛа 15 АЗС.
«Наш потенциал размещения светлых нефтепродуктов на турецком рынке составляет 2 млн т в год, а это, соответственно, 500 АЗС», — заявил накануне Вагит Алекперов. Он добавил, что в настоящее время ЛУКОЙЛ ведет переговоры о покупке активов с владельцами двух сетей АЗС в Турции. Отметим, что крупнейшими игроками на турецком розничном рынке являются ВР, Shell, Agip, Petrol Ofisi. Кроме того, в начале сентября турецкие СМИ сообщали об интересе группы к АЗС компании M Oil. За 200 из 385 заправок, по словам председателя совета директоров M Oil Сулеймана Болунмеза, ЛУКОЙЛ предлагал 100 млн долл. При этом владелец АЗС оценил их в 250 млн долл. Станции расположены в Анкаре, Анталии, Денизли и Мерсине. Российский холдинг также планировал открыть две АЗС в Стамбуле — одну построить, другую взять в аренду. Обе будут работать под брендом ЛУКОЙЛа. А общее количество АЗС в России и мире к 2010 году группа планировала довести до 8 тыс. против около 6 тыс. сегодня.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа подтвердили цифры, озвученные президентом группы, однако отметили, что сроки пока не определены. По мнению Артема Кончина из ИГ «АТОН», холдингу потребуется не менее 3—4 лет и 250—500 млн долл. А Константин Черепанов из Rye, Man & Gor Securities считает, что ЛУКОЙЛ потратит не менее 1 млрд долл., если действительно реализует заявленное. Стоит отметить, что в соответствии со стратегией развития компании до 2017 года при консервативном и оптимистичном сценарии на переработку и сбыт будет потрачено от 13,5 млрд до 24,3 млрд долл. соответственно.
Будущие АЗС могут снабжаться за счет закупок на местном рынке либо поставками с НПЗ холдинга в Болгарии и Румынии до тех пор, пока компания не реализует планы по строительству либо вхождению в капитал местного НПЗ. ТЭО строительства собственного завода в черноморском Зонгулдаке будет завершено к концу года, его мощность должна составить 8—10 млн т, инвестиции — 3 млрд долл. Обеспечивать стабильные поставки можно и за счет недавно приобретенного у турецкой компании Turcas Petrol A.S. терминала Aliaga по хранению нефтепродуктов емкостью 10 тыс. т.
Так, Надежда Казакова из МДМ-Банка напоминает, что у компании были планы по строительству нефтепровода от будущего НПЗ как раз к месту расположения терминала. По ее словам, присутствие Aliaga позволит снабжать нефтепродуктами районы Турции, в которых ЛУКОЙЛ планирует развивать сеть АЗС. А Черепанов считает, что компания будет покупать розничные сети, так как строительство сопряжено с различными бюрократическими проволочками. «В итоге рост АЗС будет происходить планомерно наращиванию добычи и переработки ЛУКОЙЛа», — резюмирует Кончин.
Комментарии
Конфереция