Северо-Запад: автоперевозчики теряют $1,2 млн в день в пробках

Огромные заторы на северо-западных границах России существовали все последние годы. Основные причины - рост грузопотока и низкая пропускная способность погранпереходов. Однако в этом году проблемы перевозчиков достигли кульминации: очереди порой растягиваются на 50 км, в результате чего грузы вынуждены простаивать до 6 дней. Только за один день российские перевозчики в пробках теряют $1,2 млн.
Первые в этом году многодневные очереди были зафиксированы в середине августа на российско-латвийской границе. На погранпереходах в пробках застряли более 2,5 тыс. большегрузных автомобилей. В сентябре проблемы лишь усугубились: заторы увеличились в два раза - до 30 км. В ноябре очереди в 1 тыс. грузовых автомобилей стали уже нормой, а на прошлой неделе, как отметил один из перевозчиков, в Себеже была зафиксирована 38-километровая пробка.
Вчера на российско-латвийской границе стояли 1,5 тыс. большегрузных автомобилей. По словам премьер-министра Латвии Айгара Калвитиса, раньше Нового года никаких изменений не будет. Калвитис встретился с представителями министерств внутренних дел, сообщений и финансов, а также службы госдоходов, которые должны представить предложения по сокращению очередей грузовиков на восточной границе страны.
Не менее сложная ситуация наблюдается на эстонско-российской границе. Вчера на КПП "Нарва" в 10-километровой очереди застряли более 500 фур - пробка может рассосаться только через пять-шесть дней. Для пересечения границы в Лухамаа понадобятся два-три дня, вчера там стояли 160 грузовиков, на погранпереходе Койдула - около 200 машин. На финляндско-российской границе также наблюдаются очереди, которые доходили до 50 км. По поручению министра внутренних дел Кари Раямяки в Финляндии создана специальная рабочая группа для решения проблемы с очередями.
Кроме того, правительство приняло решение о выделении дополнительных средств в бюджете 2007 года на решение этой задачи: 2,5 млн евро на расширение полосы между Хамина и Ваалимаа. Кроме того, правительство призывает приграничные города Котка, Ханко, Хамина и Коувола построить на свои деньги платные стоянки для грузовиков. Однако муниципалитеты и финские грузоперевозчики считают эти меры недостаточными.
Таким образом, на северо-западной границе перевозчики вынуждены простаивать порой от двух до шести дней. При этом, по данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), один час простоя приносит перевозчику убыток в $20. В совокупности ежесуточные потери всех российских перевозчиков составляют $1,2 млн. По словам члена наблюдательного совета транспортной компании "Доставкин" Антона Кузнецова, чтобы получать прибыль, московский перевозчик должен ежемесячно делать четыре рейса Москва-Хельсинки. Однако из-за заторов на пограничных переходах удается совершить только два-два с половиной рейса.
Как отмечает пресс-секретарь АСМАП Антонина Камчатова, проблемы с очередями начались несколько лет назад. "Пробки подвержены колебаниям в зависимости от времени суток, дня недели, времени года. В этом году ряд факторов обострили проблему",- утверждает Камчатова. Сейчас к тому же вмешался сезонный фактор. Как отмечает Кузнецов, ежегодно последние два месяца перед Новым годом транзитный поток на северо-западных направлениях увеличивается в несколько раз.
Одна из причин приграничных заторов - постоянный рост внешнеторговых грузов: рынок перевозок ежегодно увеличивается на 10-15%. Соответственно, растет и количество транспортных средств, перевозящих грузы, что при сохранении той же пропускной способности на погранпереходах провоцирует создание пробок. По мнению Камчатовой, для решения проблемы необходимы внушительные инвестиции в развитие инфраструктуры, расширение дорог на границах, что потребует усилий от целого ряда ведомств и четкой координации действий между ними. "Затраты на реконструкцию должны быть предусмотрены в бюджете, либо должны быть созданы условия для привлечения инвестиций",- считает Камчатова. По такому пути решили пойти пока только финляндские власти.
Участники рынка также видят причину пробок на Северо-западе в переориентации грузопотока с белорусского направления на прибалтийское.
"Белорусские таможенники и пограничники усложнили процесс прохождения белорусскороссийской границы: увеличились таможенные сборы за транзит, появилась необоснованная внеправовая система отчуждения и конфискации грузов в пользу государства",- объясняет Антон Кузнецов. С ним соглашается заместитель генерального директора компании "Интеравтогруп" Владимир Орлов. Он добавляет, что на белорусско-российской таможне к тому же не хватает рабочего персонала, потому что многие таможенники находятся под следствием. К тому же прибалтийские страны стали членами Евросоюза, поэтому сейчас перевозчики выезжают к границе с Россией, минуя транзитные переходы внутри ЕС.
Еще одна из причин пробок - задержки при переходе российских пропускных пунктов. "Требования российских таможенников и пограничников ужесточились. Приходится несколько дней проводить в ожидании досмотров, хотя по закону досматривать машины может только таможня назначения",- говорит один из перевозчиков.
Комментарии
Конфереция