ЛУКОЙЛ расширяет экспансию на Восток: компания претендует на месторождение в Иране

ЛУКОЙЛ вошел в проект «Жамбай» в Казахстане, а также заинтересован в разработке иранского месторождения Азадеган, сообщило руководство компании. Если соглашение по нему будет подписано, то вкупе эти проекты обеспечат ЛУКОЙЛу прирост запасов более чем на 67%. Неделю назад ЛУКОЙЛ подписал соглашение с «КазМунайГазом» и испанской Repsol по казахскому проекту «Жамбай», сообщил вице-президент ЛУКОЙЛа и глава LUKOIL Overseas Андрей Кузяев. По его словам, ЛУКОЙЛу и Repsol будет принадлежать по 25% в проекте, «КазМунайГазу» – 50%. В пресс-службе LUKOIL Overseas уточнили, что соглашение пока не вступило в силу, так как оно должно получить ряд согласований в Казахстане и пройти финансово-организационные процедуры.
Проект «Жамбай» расположен в казахском секторе Каспия и включает в себя участки Жамбай Южный и Забурунье Южное. Он разрабатывается ТОО «Жамбай», которое полностью принадлежит «КазМунайГазу». Согласно данным ее «дочки» «КазМунайТениз», проводившей разведывательные работы на проекте, прогнозные геологические ресурсы участков составляют более 4,5 млрд баррелей условного топлива. Отметим, что «Жамбай» стал десятым проектом ЛУКОЙЛа в Казахстане и 14-м – на шельфе Каспия.
Накануне первый исполнительный вице-президент ЛУКОЙЛа Равиль Маганов заявил, что компания заинтересована в разработке месторождения Азадеган в Иране. По его словам, месторождение интересно прежде всего своим объемом – одним из крупнейших в мире. Его разведанные запасы нефти составляют 26 млрд баррелей, стоимость разработки оценивается в 2 млрд долл. Напомним, что разработку на месторождении ведут японская Inpex Corp. (75%) и Национальная нефтяная корпорация Ирана NIOC (25%). Вместе с тем недавно исполнительный директор NIOC Голам Хуссейн Нозар заявил о том, что доля Японии может быть уменьшена до 10%, так как Токио затягивает ход работ по разработке месторождения. Отметим, что в Иране ЛУКОЙЛ уже разрабатывает блок Анаран. Кроме того, не так давно компании было предложено разрабатывать иранский шельф Каспия.
По мнению участников рынка, ЛУКОЙЛ может претендовать на долю от 65 до 75% в иранском проекте (долю японской компании). Средств на участие в проекте у холдинга достаточно. Как сообщил вчера Андрей Кузяев, до 2017 года инвестиции на международное проекты составят 27 млрд долл. «В случае реализации программы развития зарубежные проекты смогут приносить около 4 млрд долл. ежегодно», – заявил он. Отметим, что прибыль ЛУКОЙЛа от всех международных проектов за первое полугодие 2006 года по US GAAP составила 621 млн долл.
Доказанные запасы нефти ЛУКОЙЛа на конец 2005 года составили 16,11 млрд баррелей, а прогнозные запасы группы на конец 2004 года – 26,7 млрд баррелей. В совокупности оба месторождения дадут прирост по запасам ЛУКОЙЛа пропорционально его долям чуть больше 18 млрд баррелей. Это более чем в два раза больше доказанных запасов и составляет около 67% прогнозных.
Аналитики оценивают шансы на успех в Иране у ЛУКОЙЛа как «50 на 50». Так, начальник аналитического отдела «ЦентрИнвест Груп» Дмитрий Уголков указывает на расположение Тегерана к Москве в политическом ключе. «Россия поддерживает Иран и строит там АЭС в Бушере», – напоминает аналитик. Однако Надежда Казакова из МДМ-Банка указывает на «страновые» риски. Она напоминает, что в Иране все минеральные ресурсы контролируются государством. «Оно устанавливает цену на нефть, поэтому компании получают прибыль от установленной цены. К тому же у ЛУКОЙЛа может возникнуть сложность из-за его основного акционера – американской ConocoPhillips», – говорит аналитик. Казакова отмечает, что американским компаниям запрещено работать в Иране. «Поэтому ConocoPhillips может создать негативный фон вокруг планов ЛУКОЙЛа в стране», – считает она. В пресс-службе LUKOIL Overseas не стали комментировать переговоры по Азадегану.
Комментарии
Конфереция