Можно ли запретить автомобильные пробки в Москве?

31 октября Москва пережила первый за эту зиму серьезный транспортный кризис, москвичи провели в пробках по несколько часов. О том, что нас ждет, когда в столицу придет настоящая зима со снегопадами и какие меры быстрого реагирования намерены предпринять городские власти, рассказал руководитель центра организации дорожного движения столицы Сергей Попов.
Недавно мэр предложил бороться с утренними пробками административными мерами. В частности, перенести начало рабочего дня для чиновников с 9 на 7 часов утра, а выходные на госпредприятиях - на будние дни. Это поможет?
Безусловно. Правда, если в отношении госслужащих такое решение можно принять в любой момент, то коммерческим структурам мы диктовать свои правила не имеем законного права. Хотя, к примеру, департамент потребительского рынка, который курирует всю городскую торговлю, мог бы взять на себя функцию координации рабочего графика для предприятий торговли. Транспортный департамент - договориться с близкими им компаниями. Но подчеркиваю - договориться, а не диктовать. Послушают ли нас частники - большой вопрос.
- А до заявления мэра подобные меры обсуждались?
В Москве давно существует режим ограничения въезда грузового транспорта в центр города. Мы прорабатывали вопрос ввода похожих ограничений и для легковых служебных машин столичных предприятий. К примеру, если предприятие начинает работать в 6 утра, то для его служебных машин выписывается пропуск на въезд в центр города только с 6 до 9 часов утра, за езду по центру в другое время водителей штрафуют. Но вводить такие ограничения в обозримом будущем мы не планируем.
- Почему? Идея вполне разумная.
Что касается городских машин, то решить этот вопрос можно, а вот приказать коммерческим структурам опять же нельзя. В этом случае мы нарушим конституционные права автовладельцев на свободу передвижения.
- В свое время обсуждались и другие ограничительные меры. Например, как в Риме, пускать в центр по четным дням машины только с четными номерами, а по нечетным - с нечетными. Или, как в Лондоне, ввести плату за въезд в центр.
Городскими законами такие ограничения не ввести - российское законодательство не позволяет нам это сделать. Разделение машин по четным и нечетным номерам не предусмотрено даже правилами дорожного движения, таких дорожных знаков в стране просто не существует. Что касается платного въезда в центр, то и здесь ничего не получится. Принцип платных дорог по нашим законам основан на альтернативности. В этом случае, как вы понимаете, ни о какой альтернативной дороге речи идти не может.
- А если ограничить въезд в Москву хотя бы иногороднего транспорта или сделать его платным?
Тоже невозможно. Я думаю, и москвичам не понравилось бы, если бы областные власти сделали платный въезд в Подмосковье. Дорога на дачу стала бы золотой. Некоторые предлагают вообще сделать центр Москвы пешеходной зоной. Но Москва - не Прага, оставить ее центр совсем без транспорта невозможно.
- Городской департамент природопользования предлагает отсеивать машины по экологическому принципу - не пускать в центр машины, соответствующие стандартам не ниже "Евро-2"?
Это возможно. Хотя я вообще не сторонник запретительных мер. К ним надо прибегать только тогда, когда все остальные пути решения проблемы испробованны. У нас же пока есть более безболезненные варианты борьбы с пробками.
- Какие?
В первую очередь упорядочить работу светофоров, только за счет координации их работы пропускную способность дорожной сети можно увеличить на 10-15%. В первом квартале нового года мы вынесем на рассмотрение столичного правительства проект "интеллектуальной транспортной системы управления дорожными потоками". Кроме объединения светофоров в одну сеть там есть раздел по информированию водителей о ситуации на дорогах: на наиболее загруженных участках появятся электронные табло, где в режиме реального времени будет отображаться информация о пробках. То есть водитель сможет составлять свой маршрут в зависимости от загруженности дорог. Будут введены динамичные дорожные знаки. К примеру, если на улице произошел затор, то на подъездах к ней мы будем включать знаки поворота, и весь поток машин двинется в объезд проблемного участка. Такая система уже тестировалась на Дмитровском шоссе, и в первое время его пропускная способность увеличилась на 15%. Но через какое-то время все вернулось на круги своя - система должна охватывать весь город, только тогда она сможет работать в полную силу. Надеюсь, к 2009 году так и будет.
- Если с помощью регулируемых знаков транспортные потоки будут направляться в объезд пробок, не получится ли так, что в один момент пробка просто закольцуется?
Нет. Мы проводили компьютерное моделирование, которое показало, что транспортные потоки будут рассасываться по ходу движения. В странах Европы такая система уже давно работает. Там же хорошо себя зарекомендовали экономические рычаги воздействия на водителей. Парковки, например. Въезжая в центральную часть города, человек должен знать, что ему придется заплатить большую сумму денег за стоянку, а если он этого не сделает, то его обязательно эвакуируют. Это более реальный метод ограничения въезда, а главное - законный.
- Для этого надо построить необходимое количество платных стоянок.
Естественно. Именно нынешний дефицит с парковками в центре не позволяет применять такой метод в полную силу. Мало того, сейчас практически все парковки в центре притротуарные, а это вообще порочная практика. Из-за таких стоянок ширина дороги сокращается минимум на полосу, а то и две. Нужно строить внеуличные парковки. Сейчас мы готовим проект постановления о создании в Москве единого парковочного пространства. Это еще один способ борьбы с пробками, который поможет разгрузить город в ближайшее время.
- Что это за единое парковочное пространство?
Все стоянки, парковки, подземные и наземные гаражи, объединенные в единую сеть. Мы создаем единый банк данных всех парковочных мест, чтобы стоянки взаимодействовали между собой. Эта система будет автоматизированной. На улицах появятся специальные табло, отображающие количество свободных мест на той или иной парковке. Также водитель сможет увидеть адрес ближайшей к нему парковки, где в данный момент есть свободные места.
- На Ленинском проспекте собираются выделить полосу для общественного транспорта. Такие выделенные полосы помогут?
Да, это хорошая идея. Но и тут существуют проблемы. Одно дело выделить полосы на прямых участках дороги, другое - предоставить приоритет общественному транспорту при проезде через перекрестки или участки с круговым движением. Этот вопрос по-прежнему остается открытым. В Европе и США выделенные полосы не вводятся повсеместно именно из-за этой проблемы.
- Понятно, что без строительства новых дорог не обойтись. И сегодня эксперты спорят, что нужнее строить в Москве: кольца или хордовые дороги. Ваше мнение?
В первую очередь надо строить развязки. Дело в том, что в Москве много мест, где безостановочное движение прерывается рекой или железнодорожными путями. Без строительства новых развязок столице не обойтись Ну и, естественно, необходимо продолжать строительство кольцевых магистралей. При существующей схеме дорожного движения кольца стали неотъемлемой частью развития транспортной системы, без них нам уже не обойтись.
- Известно, что страшный затор 31 октября в Москве произошел по вине иностранных делегаций, из-за которых в центре перекрывали движение. Может быть, пора прекратить такую практику?
К сожалению, это не в нашей компетенции - обращайтесь в ФСО.
Комментарии
Конфереция