«Роснефть» планирует построить завод по производству дизельного топлива и бензина

«Роснефть» начала реализацию планов по строительству завода по производству дизельного топлива и бензина из природного газа (GTL, gas to liquid). Компания ведет переговоры с Shell и своим новым акционером малазийским Petronas об участии в этом проекте. По мнению экспертов, планы «Роснефти» могут сбыться: в отличие от «Газпрома» и ЛУКОЙЛа у нее есть гарантированный рынок сбыта.

Технология GTL позволяет перерабатывать природный газ в синтетическую нефть, дизельное топливо, нафту, смазочные масла, парафины. Первый GTL-завод был построен в 1993 году англо-британским концерном Royal Dutch Shell в Малайзии. Сейчас в мире действует пять производств. Три — в Южной Африке: компания Sasol владеет двумя проектами мощностью около 130 тыс. барр. в сутки, мощность площадки PetroSA — 22,5 тыс. барр. в сутки. Два завода находятся в Малайзии: у Royal Dutch Shell (14 тыс. барр. в сутки) и у Petronas (12 тыс. барр. в сутки). Также сейчас строятся еще четыре площадки в Катаре и Нигерии.
Российские нефтегазовые компании начали интересоваться проектами GTL с 2003 года. По данным нефтехимической компании «Метапроцесс», тогда ЛУКОЙЛ, «Газпром» и «Саханефтегаз» подписали соглашения с Syntroleum об изучении возможности строительства площадок в России, однако позднее отказались от этих планов. Как пояснили в «Газпроме», основная проблема — огромные инвестиции и крайне высокие сроки окупаемости. Сейчас газовая монополия начала вести переговоры с Shell. Аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров говорит, что технология GTL поможет «Газпрому» решить проблему низконапорного газа, который добывается на уже истощившихся гигантских месторождениях. Затраты на повышение давления обойдутся «Газпрому» дороже строительства завода, чья стоимость может составить около 3,3 млрд долл.
Летом 2006 года GTL заинтересовалась «Роснефть». Вице-президент компании Александр Сапронов заявил тогда, что компания рассматривает возможность производства нового вида топлива. Осенью компания приступила к более детальному изучению проекта. Сейчас президент «Роснефти» Сергей Богданчиков находится в Малайзии. Глава госкомпании ведет переговоры о строительстве GTL-производства с Shell и малайзийской государственной нефтяной компанией Petronas. В частности, вчера Богданчиков посетил завод Petronas.
Подробности проекта пока неизвестны, но аналитики предполагают, что, скорее всего, он будет находиться на Сахалине. «Газ, добываемый с сахалинских проектов, не попадает под действие закона «Об экспорте газа» и может быть продан в обход «Газпрома», — напоминает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
По подсчетам аналитиков, «Роснефть» может направить на переработку около 3 млрд куб. м газа. «Исходя из этого показателя мощность производства может составить около 11 млн барр. ежегодно, примерный размер инвестиций — 200 млн долл.», — подсчитал Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект». Рынок сбыта — Юго-Восточная Азия, в том числе Малайзия. По мнению наблюдателей, у «Роснефти» больше шансов договориться именно с Petronas: Shell вряд ли рискнет строить еще один проект в России до окончания разбирательств с «Сахалином-2», полагает аналитик МДМ-Банка Андрей Громадин.
Сотрудничество с Petronas, возможно, будет проходить по китайскому принципу через создание взаимовыгодного СП. «Роснефть» заинтересовалась этим проектом, потому что у компании имеются большие запасы газа для технологии GTL (в 2005 году компания добыла около 13 млрд куб. м газа), который ей невыгодно продавать «Газпрому». В свою очередь Petronas обеспечит ей рынок сбыта, а также поможет с глубоководной добычей нефти, добавляет Громадин.
Комментарии
Конфереция