Северо-Западная нефтяная группа приобретает терминал в Лиепае

Северо-Западная нефтяная группа (СЗНГ) близка к завершению сделки по приобретению терминала в порту города Лиепая (Латвия). Сумма сделки не разглашается. По мнению аналитиков, она составила около 44 млн долл. и стала продолжением сотрудничества СЗНГ с инвестфондом Carlyle Group, который выступит конечным покупателем российской нефти группы.
Лиепайский порт занимает третье место по величине грузооборота в Латвии. В 2005 году через него перевалено 4,5 млн т грузов. За первое полугодие 2006 года наливных грузов перевалено 528,4 тыс. т (+37,4%), из них нефтепродуктов - 414,1 тыс. т (+62%), сырой нефти - 103,3 тыс. т (-4,9%). СЗНГ создана в 2004 году. Согласно бизнес-плану СЗНГ, составленному аудиторской компанией RSM Top Audit, единственным акционером группы является гражданка России Дина Выговская. Суммарные природные ресурсы группы составляют 7-8 млн т.
В 2006 году СЗНГ объявила о подписании соглашения о слиянии с зарегистрированной в Монреале нефтяной компанией Nord Oil International Inc. (NOI Inc.). В начале октября СЗНГ подписала соглашение с венгерской MOL Group о продаже своей доли в компании СЗНГ-MOL, разрабатывавшей участок Сургутский-7, за 15,5 млн долл. Латвийские СМИ сообщили, что СЗНГ близка к завершению сделки по покупке занимающегося перевалкой мазута и вакуумного газойля терминала в Лиепайском порту.
Перевалка в порту осуществляется преимущественно с Мозырского и Новополоцкого НПЗ (Белоруссия). При этом используются два терминала, принадлежащие компаниям Glen Oil и Baltic Bunkering Company. По версии латвийских СМИ, российская компания приобретет именно Baltic Bunkering Company, которой владеют Артис Хартманис (42,2%), панамская фирма Shipeco Inc. (22,5%), Ивета Боре (20%) и Анна Вейсмане (15%).
Генеральный директор СЗНГ Юлия Созина подтвердила сделку. «Пока идут переговоры, мы не разглашаем информацию. Надеемся закрыть сделку к первой декаде 2007 года», - сообщила она. После окончания дноуглубительных работ в порту существенно вырастет число обслуживаемых в нем танкеров. В частности, порт Лиепая сможет в полном объеме принимать и обслуживать до отказа нагруженные суда типа Panamax и Handymax. Кроме того, СЗНГ получит дополнительные доходы от оказания транзитных услуг.
Аналитики оценивают сделку в сумму от 10 млн до 43 млн долл. Николай Саперов из ИК «Совлинк» говорит, что стоимость порта группы Ventspils nafta равняется порядка 300 млн долл. при перевалке 40 млн т нефти в год. «Учитывая, что доля нефтеналивных грузов в общем грузообороте терминала в Лиепайском порту была равна 35% за 2005 год, общую стоимость терминала можно оценить максимум в 10 млн долл.», - подсчитал аналитик. А Константин Черепанов из Rye, Man & Gor Securities оценивает терминал в 44 млн долл.
Черепанов считает, что Лиепая будет использоваться для выхода на новые экспортные рынки. «Покупка данного терминала позволит группе экспортировать не только собственную нефть, но и получать транзитную выручку при возможном расширении мощностей терминала», - говорит Саперов. Андрей Громадин из МДМ-Банка считает, что «терминал позволит улучшить логистику». Примечательно, что СЗНГ совместно с инвестфондом Carlyle Group претендовала на долю ЮКОСа в словацкой трубопроводной компании Transpetrol, рассчитывая сосредоточиться на перекачке нефти. После неудачи с приобретением инвестфонд заявил, что продолжит сотрудничество с СЗНГ. Эксперт, попросивший об анонимности, не исключает, что СЗНГ и Carlyle Group могут организовать трейдерское СП, воспользовавшись примером «Сибнефти» (нынешняя «Газпром нефть»). «В свое время эта нефтяная компания продавала своему аффилированному трейдеру нефть на 2 долл. за баррель дешевле, чем в среднем по рынку, прибыль честно делилась пополам», - говорит собеседник. По мнению представителя одной из нефтяных компаний, сотрудничество с Европой для СЗНГ интереснее внутренних поставок.
Комментарии
Конфереция