"Роснефть" построит в Китае 300 АЗС и нефтеперерабатывающий завод мощностью 10 млн тонн

Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков рассказал, как планирует захватить китайский рынок. Госкомпания собирается построить в Китае более 300 автозаправочных станций и нефтеперерабатывающий завод мощностью 10 млн т. Закрепиться в Китае "Роснефти" будет непросто, предупреждают эксперты: цены на нефтепродукты там регулируются, а конкурировать придется с мировыми лидерами.
Извлекаемые запасы CNPC — 1,65 млрд т нефти, 1,95 трлн куб. м газа. В 2005 г. добыла 105,95 млн т нефти и 36,67 млрд куб. м газа. Выручка в 2005 г. — $86 млрд. "Роснефть" за первое полугодие добыла 38,1 млн т нефти, выручка по US GAAP — $16,4 млрд, чистая прибыль — $1,88 млрд.

Российская и китайская госкомпании уже договорились о создании СП "Восток Энерджи", которое займется добычей и разведкой в России. Еще одно СП будет создано в Китае для переработки и сбыта, напоминает представитель "Роснефти". Оба будут созданы до конца года, заявил Богданчиков, а в рамках нефтеперерабатывающего СП может быть построен НПЗ в Китае мощностью 10 млн т в год. "Рассматривается несколько мест для НПЗ, — цитирует Богданчикова "Интерфакс", — одно из них — в 200 км от Пекина". Представитель "Роснефти" не сказал, какую долю "Роснефть" получит в перерабатывающем СП (в "Восток Энерджи" у нее будет 51%) и сколько денег потратит на строительство НПЗ и АЗС. Представитель CNPC от комментариев отказался.
Скорее всего, будет соблюдена паритетность, и в китайском СП контроль останется у CNPC, предполагает глава российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Строительство НПЗ, по оценке аналитика ИФК "Солид" Дениса Борисова, обойдется примерно в $3 млрд, а строительство или покупка 300 АЗС — еще в $150-200 млн. Сеть АЗС позволит компании получать дополнительную маржу от розничных продаж, считает Борисов, $1-2 за баррель — такова, по его оценке, сейчас разница между оптовыми и розничными ценами в Китае. Но эта прибыль не гарантирована, предупреждает эксперт, ведь цены на нефтепродукты в Китае регулируются. Сейчас бензин там на 15% дешевле, чем в России.
Кроме этого, на китайском рынке "Роснефти" придется конкурировать с мировыми гигантами. В Китае очень высокий спрос на нефтепродукты, поэтому китайцы обсуждают возможности создания СП с разными компаниями, говорит Санакоев. Shell объявляла о планах совместно с Sinopec построить в Китае 500 заправок, BP с PetroChina и Sinopec — 1000 АЗС, французская Total с китайской Sinochem — 500. Партнерство с CNPC позволит "Роснефти" конкурировать с мировыми лидерами, уверен начальник аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский, а места на китайском рынке хватит всем.
"Роснефть" начала сотрудничать с китайскими компаниями, когда ей понадобились деньги на рефинансирование долгов, взятых на оплату "Юганскнефтегаза". В январе китайские компании и банки одолжили "Роснефти" $6 млрд. За это "Роснефть" обязалась до 2010 г. поставить в Китай 48,4 млн т нефти. В 2006 г. "Роснефть", по словам Богданчикова, поставит в Китай 13 млн т нефти и нефтепродуктов.
Сроки привлечения "Роснефтью" синдицированного кредита на $24,5 млрд пока не определены, сказал президент компании Сергей Богданчиков. По его словам, кредит будет направлен на общекорпоративные цели. На вопрос о возможности привлечения $24,5 млрд на выкуп 50%-ной доли ТНК-ВР у российских акционеров президент "Роснефти" сказал: "Интересный поворот. Честно говоря, впервые об этом слышу".
Комментарии
Конфереция