ЛУКОЙЛ приобрел в Турции терминал по хранению нефтепродуктов мощностью 10 тысяч тонн за $21,5 млн

ЛУКОЙЛ приобрел у турецкой компании Turcas Petrol A.S. терминал по хранению нефтепродуктов мощностью 10 тыс. т и землю под ним за $21,5 млн. Аналитики считают, что российский холдинг данной покупкой фактически продемонстрировал намерение построить собственный НПЗ в Турции. «ЛУКОЙЛ приобрел терминал мощностью 10 тыс. т и землю под ним. Сумма сделки составила 21,5 млн долл. и была закрыта на прошлой неделе», - сообщил член совета директоров Turcas Petrol Бату Аксай. Терминал Aliaga располагает мощностями для хранения 9540 т нефтепродуктов, в том числе 7160 светлых нефтепродуктов. По словам турецкого топ-менеджера, это была «единственная сделка с ЛУКОЙЛом». Вместе с тем Аксай отметил, что терминал Aliaga соединен с Измирским НПЗ, принадлежащим компании Tupras. Он отказался комментировать планы ЛУКОЙЛа по использованию терминала. Не стали раскрывать деталей и в самой российской компании.
Стоит отметить, что в 2004 году ЛУКОЙЛ входил в число претендентов на госпакет в размере 66% акций Tupras, владеющей четырьмя НПЗ суммарной мощностью 27, 6 млн т нефти в год. Однако его получила аффилированная с «Татнефтью» компания Efremov Kautschuk GmbH в альянсе с турецкой финансово-промышленной группой Zorlu за 1,3 млрд долл. Тем не менее после протестов профсоюзов Верховным административным судом Турции сделка была аннулирована, а акции Tupras куплены на повторном аукционе альянсом турецкой Koc Group и англо-британской Royal Dutch/Shell - компанией Enerji Yatirimlari A.S. за 4,14 млрд долл. Консорциуму достался лишь 51% - чуть раньше правительство продало 15% акций неизвестному инвестору. По официальным данным Tupras, на данный момент 49% ее бумаг находится в свободном обращении.
ЛУКОЙЛ неоднократно заявлял, что рассматривает возможность покупки или строительства собственного НПЗ в Турции, а также развития сети АЗС. В частности, в июле компания обратилась к турецкому правительству с просьбой предоставления лицензии на строительство нового НПЗ на берегу Черного моря в провинции Зонгулак мощностью 8-10 млн т в год и объемом инвестиций в размере 3 млрд долл. Холдинг планировал перерабатывать на нем как российскую, так и казахскую нефть (в Казахстане ЛУКОЙЛ разрабатывает девять месторождений, доказанные запасы нефти на конец 2005 года - 587 млн барр.).
Агентство по регулированию энергетического рынка Турции планирует дать ответ на заявку ЛУКОЙЛа до конца года. К этому времени и сама компания должна завершить ТЭО строительства. Как объявлял ранее вице-президент холдинга Николай Черный, для осуществления проекта может быть создан международный консорциум с участием как турецких, так и казахских компаний. ЛУКОЙЛ также обратился за лицензией на аренду сети АЗС. Если планы компании будут реализованы, это позволит ей занять до 20% местного рынка, отмечают эксперты.
Участники рынка не исключают, что российский холдинг будет претендовать на долю Enerji Yatirimlari A.S. в турецкой компании, владеющей Измирским НПЗ. Пресс-секретарь турецкого офиса Shell Аталла Ирликая вчера был недоступен для комментариев. Вместе с тем эксперты не исключают, что ЛУКОЙЛ может войти в стратегически важный для него НПЗ и через покупку оставшихся 49% акций, торгующихся на рынке.
Однако, по мнению аналитиков, приобретение терминала свидетельствует скорее всего о том, что ЛУКОЙЛ предпочел покупке строительство собственного НПЗ. Так, Надежда Казакова из МДМ-Банка напоминает, что у компании были планы по строительству нефтепровода от будущего НПЗ как раз к месту расположения терминала. По ее словам, наличие Aliaga позволит снабжать нефтепродуктами районы Турции, в которых ЛУКОЙЛ планирует развивать сеть АЗС. А Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект» считает, что терминал может использоваться как перевалочный пункт для поставки нефтепродуктов в Турцию, «возможна также перевалка нефтепродуктов в Европу через среднеазиатские нефтепроводы, в первую очередь Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД)». Напомним, о возможном присоединении к БТД в начале лета говорил первый вице-президент ЛУКОЙЛа Равиль Маганов.
Комментарии
Конфереция