«Татнефть» может стать сервисной компанией: она рассчитывает стать подрядчиком конкурентов

«Татнефть» может стать сервисной компанией. По решению ее совета директоров рекомендовано рассмотреть возможность применения своих технологий на месторождениях других нефтяных компаний. Участники сервисного рынка полагают, что услуги компании могут оказаться востребованными на выработанных месторождениях мелких нефтяных компаний, а мейджоры попросту не рискнут пустить конкурента на собственные месторождения.
«В настоящее время свыше 60% нефти компания добывает из месторождений с высокой выработанностью пластов, но благодаря применению современных технологий за последние 13 лет удалось добиться стабилизации показателя обводненности добываемой продукции и обеспечить рост добычи нефти», - говорится в пресс-релизе «Татнефти». В компании уверены, что найдут применение своим технологиям на месторождениях других нефтяников и заработают на этом.
По мнению Константина Черепанова, аналитика Rye, Man & Gor Securities, успех «Татнефти» на сервисном рынке будет зависеть от качества и цены услуг, которые она предложит. Аналитик сомневается в востребованности сервиса компании со стороны российских нефтяных мейджоров. «Во-первых, они сами неплохо справляются с этими задачами, сотрудничая напрямую с ведущими западными сервисными компаниями, такими как Schlumberger и Halliburton. Во-вторых, захотят ли они допускать конкурента к своим месторождениям, пусть даже в качестве сервисной компании, передавать ему техническую информацию - большой вопрос», - резюмирует эксперт.
Алексей Канашук, директор по маркетингу Сибирской сервисной компании, считает, что российский сервисный рынок еще недостаточно насыщен, поэтому «Татнефти» как новому игроку будет не очень сложно в него войти. «Но самый финансовоемкий и надежный рынок - подряды у крупных нефтяных компаний - практически поделен. У «Татнефти» мало шансов вытеснить из него опытных подрядчиков», - соглашается он.
Один из участников нефтесервисного рынка полагает, что у «Татнефти» достаточно технологий для разработки выработанных и обводненных месторождений, но может возникнуть проблема нехватки необходимого современного оборудования для сервисных работ на чужих месторождениях. Он допускает возможность взятия такого оборудования в аренду или привлечения к работе по выигранным тендерам субподрядчиков. Эксперт напоминает, что у «Татнефти» есть неплохой научно-технический ресурс - ТатНИПИнефть, которая может предлагать технологические решения для сервиса, в том числе в области геологоразведки.
Александр Сизов, вице-президент компании «ПетроАльянс», также полагает, что ситуация с выходом на рынок «Татнефти» как сервисной компании кажется необычной и напоминает, что большинство крупных нефтяных компаний уже работает с опытными подрядчиками или с собственными сервисными структурами. Впрочем, глава союза поддержки отечественных сервисных компаний «Союзнефтегазсервис» Игорь Мельников считает вполне логичным выход «Татнефти» на рынок сервиса, учитывая истощение ее собственных месторождений. Но при этом, по его мнению, компании следует начать с проведения сервисных работ на собственных месторождениях. Эксперт напоминает, что сейчас при их разработке она сотрудничает с РИТЭК. Эксперт не исключает, что «Татнефть» может скооперироваться с другими подрядчиками сервисного рынка и предлагать свои услуги нефтяникам по работе на выработанных, истощенных месторождениях.
Комментарии
Конфереция