ЛУКОЙЛ намерен развивать сеть АЗС в Латвии и Эстонии и поставлять в Финляндию дизельное топливо с Пермского НПЗ

ЛУКОЙЛ намерен развивать сеть автозаправочных станций в странах Балтии, сообщил вице-президент компании Николай Черный. По его словам, акцент будет сделан на Латвию и Эстонию, так как в Литве ритейл группы уже достаточно развит. Холдинг хочет сравняться по количеству АЗС с лидерами балтийского рынка - скандинавскими компаниями Statoil и Neste.
На конец 2005 года ЛУКОЙЛ владел 5830 АЗС в мире, больше всего заправок у компании в США - 1965, в России - 1694, в Европе - 1578, в странах Балтии и ближнего зарубежья - 593. При этом в Латвии - 36, в Литве - 120, а в Эстонии - 39 АЗС. Ближайшие соперники ЛУКОЙЛа - скандинавские компании Statoil (в Латвии - 56, в Литве - 60, в Эстонии - 43 АЗС) и Neste (в Латвии - 36, в Литве - 33, в Эстонии - 36 АЗС).
«В странах Балтии у нас действует сеть АЗС, и в этом направлении мы планируем развиваться. В Литве у нас очень сильные позиции, в Латвии и Эстонии дела идут чуть хуже, но сейчас мы работаем над тем, чтобы расширить свою деятельность и в Латвии, и в Эстонии», - заявил накануне Николай Черный. По его словам, расширять сеть планируется путем строительства новых и модернизации имеющихся станций, а также путем их перекупки.
Цель компании - по доле рынка выйти на один уровень со Statoil и Neste, сообщил Черный, отметив, что в Латвии компания уже ведет переговоры с несколькими потенциальными продавцами АЗС. Вместе с тем холдинг не планирует дальнейшего расширения сети АЗС в Литве. «В Литве ситуация у нас уже настолько хорошая, что идти дальше мы не можем, иначе возникнут проблемы из-за антимонопольного закона», - пояснил вице-президент ЛУКОЙЛа.
Кроме того, ЛУКОЙЛ ведет переговоры о покупке 200 АЗС в Финляндии у ExxonMobil. «Дочка» холдинга - финская Teboil - уже владеет в этой стране 300 заправками. Расширение сети АЗС логично вписывается в концепцию компании. Напомним, к 2010 году ЛУКОЙЛ планирует увеличить количество собственных АЗС в России и за ее пределами до восьми тысяч. Кроме того, компания получит дополнительную прибыль от поставок в Финляндию дизельного топлива производства Пермского НПЗ.
Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов подтвердил планы расширения сбытовой сети в странах Балтии, однако не стал комментировать приобретения в Финляндии. А Эдуард Аверьянов, коммерческий директор «ЛУКОЙЛ Балтия», рассказал, что в Латвии количество АЗС будет увеличено до 50. «Будем ориентироваться на Statoil, то есть на 23% рынка. Хотим довести количество АЗС до их уровня», - пояснил он. Расширение в Эстонии Аверьянов комментировать не стал.
Аналитики считают, что ЛУКОЙЛ вполне сможет выполнить заявленное. Так, старший брокер латвийского Hansabank Янис Огстс рассказал, что в Латвии, в регионах, очень много мелких игроков. «В Риге будет тяжело потеснить Statoil, у компании очень серьезные позиции - в свое время Statоil скупила все АЗС Shell», - отметил он. Наталья Мильчакова из БД «Открытие» оценивает инвестиции ЛУКОЙЛа в расширение сети АЗС в Латвии и Эстонии в 0,5-1 млрд долл.
По мнению аналитиков, компания может приобретать локальные автозаправочные сети, инвестировать в расширение собственной сети либо выводить свой бренд на ритейловый рынок нефтепродуктов через франчайзинговую систему. «Для ЛУКОЙЛа был бы оптимален путь расширения собственной сети, так как покупка местных сетей в Прибалтике может осложняться причинами политического характера», - считает Наталья Мильчакова.
Комментарии
Конфереция