"Наша задача - построить механизм справедливого ценообразования на российскую экспортную нефть" - Кирилл Андросов

Сегодня фьючерс на российскую нефть под названием REBCO (Russian Export Blend Crude Oil) официально внесен в листинг нью-йоркской биржи NYMEX. Заместитель министра экономического развития и торговли КИРИЛЛ АНДРОСОВ рассказал, что нужно для того, чтобы этот проект оказался успешным.
– Какую задачу преследует правительство, выходя на мировой рынок с REBCO?
– Задача – построить механизм или инструмент справедливого ценообразования на российскую экспортную нефть. Почему мы считаем несправедливыми действующие правила и хотим поменять действующую систему? Сейчас нефтяные компании заключают контракты с покупателями напрямую. В этом контракте устанавливают цену Urals плюс-минус дисконт. Но самое важное, как получается цена Urals на дату поставки. Она рассчитывается по данным либо агентства Pratts, либо Argus Pertoleum. Эти агентства берут ежедневную котировку на фьючерс Brent и применяют к нему некоторый дисконт. Как считают этот дисконт, никто не знает.
– Насколько, по-вашему, вырастет цена Urals, если этот механизм заработает, учитывая, что качество российской нефти хуже качества Brent?
– Качество – это важная, но не единственная характеристика, которая оказывает влияние на цену. Вторая, не менее важная характеристика – это спрос на конкретный квалитет нефти. На сегодня большинство западноевропейских и восточноевропейских заводов настроены на т. н. тяжелую нефть. С точки зрения себестоимости конечной продукции для них нет разницы, покупать Siberian Light или лучшую по качеству с точки зрения содержания серы Brent. Им невыгодно платить дороже. Поэтому фактор спроса на Urals будет во многом нивелировать фактор ее качества. Прогнозы о ценах строить не буду. Если мы сможем сделать большой объем ежедневных торгов, тогда новый фьючерсный контракт с возможностью физической поставки должен быть оценен выше, чем Urals. Но это ожидание физического лица. Именно поэтому мы привязали контракты к поставкам из Приморска. Один контракт – 1000 баррелей, танкер – 720 тыс. баррелей, то есть если ты держатель 720 контрактов, то на день ты можешь либо забрать деньги на свой банковский счет, либо танкер с нефтью.
– Каковы дальнейшие планы МЭРТа по продвижению REBCO?
– Первый шаг, который мы хотим сделать,– это запустить в международную практику такое понятие, как фьючерсный контракт REBCO. Вторым шагом нужно привлечь доверие, убедить в возможности торговать этим контрактом на бирже. И здесь та развилка, которую мы не прошли: будет ли она международной биржей, зарегистрированной в России, или российской биржей, которая станет предлагать свои продукты западным участникам. Это второй шаг. Я считаю, что можно делать новую биржевую площадку на территории РФ с привлечением в качестве учредителей и акционеров западных участников, с контрольным участием российских интересантов.
– Когда можно будет считать, что проект REBCO удался?
– Как только объемы торгов по фьючерсному контракту REBCO (неважно, где это будет происходить: на NYMEX, на российской бирже, в Лондоне) придут к реальным цифрам и станут исчисляться миллиардами долларов, то можно будет сказать, что это репрезентативный рынок. И тогда правительство РФ может сделать важнейший шаг: признать базисом для расчета налога на добычу полезных ископаемых и для расчета экспортной пошлины не среднее арифметическое цены Urals по данным агентств, а цену на дату фьючерсного контракта REBCO. Когда это будет сделано, нефтяные компании будут вынуждены пользоваться этим инструментом. Глупо торговать по цене Urals, а налоги платить по цене REBCO.

Российскую нефть начнут котировать наравне с Brent

В спецификации контракта, который с сегодняшнего дня официально внесен в листинг нью-йоркской биржи NYMEX, фьючерс на российскую нефть назван аббревиатурой REBCO – Russian Export Blend Crude Oil. В октябре REBCO был зарегистрирован в Комиссии по ценным бумагам США и допущен к торгам. Однако на NYMEX не предполагается физическая поставка нефти. Контракты, предусматривающие поставку российской нефти из Приморска, начнутся в чикагской торговой системе CME Globex 23 октября. По мнению замглавы МЭРТа Кирилла Андросова, отвязав ценообразование российской нефти Urals от Brent можно повысить ее цену. Однако наблюдатели пока не разделяют оптимизма правительства в отношении роста цен на российскую экспортную нефть после ее отвязки от Brent. Только на становление торговой марки Brent ушло порядка четырех лет. Некоторые эксперты вообще считают, что отвязка Urals от Brent не увеличит цены российской экспортной нефти. "Правительство России почему-то уверено, что после запуска контракта цена на российскую нефть вырастет. Возможно, когда-нибудь ценообразование на Brent и Urals станет раздельным, но это не будет означать, что Urals подорожает. Будет гораздо больше возможностей для махинаций, чем сейчас, на физическом рынке",– говорит главный редактор российского представительства Argus Олег Кирсанов.
Комментарии
Конфереция