16.10.2006 10:44
Комментарии: 0
Просмотры: 507
Северная столица становится новым центром российского автомобилестроения. Если Toyota, Nissan и General Motors реализуют заявленные планы по строительству своих производств в городе, то к 2010 г. регион станет крупнейшим производителем "российских иномарок". Но экспансия автоконцернов этим не ограничится — при таких объемах производства вслед за сборщиками машин потянутся и их традиционные поставщики комплектующих. Некоторые из них уже столбят участки вблизи строящихся заводов.
Петербург немного запаздывает с созданием инфраструктуры для Toyota, говорит зампред комитета по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации Николай Асаул. Примерно месячное опоздание по строительству дорожной сети участка Toyota в Шушарах не скажется на ходе проекта, уверяет чиновник. По его словам, к началу завоза оборудования на завод город успеет построить необходимые дороги.
Nissan, пришедший вслед за Toyota, только приступает к освоению участка. Договор с Минэкономразвития президент Nissan Карлос Гон подписал на Петербургском экономическом форуме в середине июня этого года. Японская компания собирается потратить около $200 млн на завод, который будет выпускать 50.000 автомобилей трех моделей — они еще не выбраны. Завод заработает в 2009 г. "Российский автомобильный рынок меняется очень быстро. Мы определимся с моделями, пока идет строительство завода, и к лету 2008 г. выбор будет сделан", — обещал Гон в июне, добавив, что одна из моделей точно будет внедорожником.
Земельный участок в 150 га на севере Петербурга — около будущего пересечения кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра — петербургское правительство выделило Nissan 19 сентября. Это часть будущей промзоны "Каменка", говорит Асаул из комитета по инвестициям. Сейчас этот участок полностью занят лесом, от которого компания должна очистить землю в три этапа. По словам Асаула, первый участок земли в Каменке будет готов принять строителей уже в апреле 2007 г. и за год на нем появятся корпуса завода. Гендиректор Nissan Manufacturing Rus Фуджио Хосака подтвердил планы компании, сообщив, что на первом этапе предприятие будет выпускать 20.000 машин и только некоторое время спустя доведет производство до плановых 50.000. В Петербурге Nissan создаст автопроизводство полного цикла, включая сварку и окраску корпуса машин, рассказал Хосака. От более подробных комментариев он отказался, сославшись на то, что проект находится в самом начале.
Самое первое автопроизводство в регионе возникло не в Петербурге, а в Ленинградской области, где свой завод в 2002 г. запустил Ford Motor, выпускающий сверхпопулярную модель Focus. Сейчас инвестиции в предприятие достигли $230 млн, рассказывает гендиректор "Форд Мотор Компани" Тео Штрайт. По его словам, с августа мощность завода была увеличена с 60.000 до 72.000 автомобилей в год и в 2006 г. предприятие произведет около 62.000 автомобилей. В мае компания отказалась от работы по постановлению правительства от 1998 г. о поддержке автопроизводителей и в начале августа заключила новый договор с Минэкономразвития о промсборке. "Это дает возможность нам самостоятельно решать вопрос о расширении производства, не согласовывая каждый раз квоты ввоза автокомплектов с чиновниками", — говорит Штрайт. Правда, признает он, из-за процедуры перезаключения договора завод на некоторое время остался без комплектующих и простаивал.
Если все планы иностранных автопроизводителей реализуются, в 2010 г. в Петербурге и Ленобласти будет производиться около 225.000 автомобилей, оценивает Борис Фирсов, партнер консалтинговой фирмы Roland Berger, т. е. около 20% от всех "русских иномарок". Таким образом, регион станет крупнейшим поставщиком иномарок на российский рынок, объем которого вырастет с 1,5 млн автомобилей в 2005 г. до 2,1 млн в 2010 г., считает Фирсов. Концентрация современных автомобильных производств в городе будет самой большой в стране, констатирует эксперт. Он объясняет это тем, что Петербург наиболее удачно расположен с точки зрения логистики — уже сейчас около 75% иномарок, продаваемых в России, импортируются через Ленинградскую область — машины ввозятся из Финляндии, куда прибывают судами из Европы, Америки и Азии.
Партнеры иностранных автоконцернов уже исследуют возможность строительства своих предприятий в Петербурге. Сейчас в городе работает только один завод Johnson's Controls, который обеспечивает сиденьями все российские Ford Focus. Но в начале сентября в городское правительство прислала официальное письмо канадская Magna Int., рассказывает председатель комитета по инвестициям Максим Соколов. По его словам, компания попросила подыскать участок в Шушарах, рядом с Toyota и GM, а предприятие стоимостью около $50 млн будет выпускать на первом этапе пластиковые детали для автомобильных салонов, на втором — элементы кузова, а в дальней перспективе — коробки передач. В пресс-службе европейского подразделения Magna Int. подтвердили планы компании по строительству завода в Петербурге, но от подробных комментариев отказались.
Toyota рассчитывает, что ее поставщики появятся в Петербурге, и компания готова уступить часть своей площадки в Шушарах, говорит Ичиро Чиба из TMMR. Правда, пока только один поставщик — Toyota Boshoku — принял окончательное решение и разместит свое производство прямо в цехах Toyota, обеспечив все петербургские Camry сиденьями. Фуджио Хосака из Nissan говорит, что компания хотела бы превратить свою площадку в Каменке в подобие технопарка, где разместилось бы не только основное автосборочное производство, но и его поставщики.
Возможность строительства завода в Петербурге сейчас исследует крупный немецкий производитель комплектующих Brose, рассказал источник, близкий к городской администрации. В пресс-службе Brose сообщили, что пока компания не приняла решения о строительстве завода в России. Источник, знакомый с планами производителя выхлопных систем Tenneco, сказал, что руководство компании также задумалось о возможности размещения своей производственной площадки в Петербурге.
Традиционным поставщикам автоконцернов пора думать о строительстве своих предприятий в Петербурге и Ленобласти, считает президент Ford of Europe Джон Флеминг. В начале октября компания собрала в Петербурге руководителей 30 компаний — традиционных поставщиков Ford. Флеминг говорит, что Ford хотел бы видеть их предприятия здесь, чтобы сократить затраты на производство автомобилей. "Постановление российского правительства о промсборке предусматривает льготный ввоз ограниченного списка комплектующих, остальные необходимо локализовать", — говорит Флеминг. Он полагает, что сейчас для открытия российских производств глобальных производителей автокомпонентов складывается благоприятная конъюнктура: они могут поставлять продукцию всем петербургским автозаводам.
В 2005 г. российский рынок комплектующих оценивался в 900 млн евро, причем около 90% от этой суммы закупается традиционными российскими заводами, оценивает Фирсов из Roland Berger. К 2010 г. рынок вырастет до 2,7 млрд евро и более половины частей будут покупать иностранные сборщики автомобилей, полагает он. Однако Фирсов считает, что пока производители комплектующих крайне осторожно рассматривают Россию — льготы, предусмотренные постановлением о промсборке, распространяются только на автозаводы, но не на производителей компонентов. Кроме того, сейчас объемы производства иномарок не слишком велики и выпускать комплектующие к ним невыгодно, говорит Фирсов. Так, начать выпуск бамперов можно при объемах поставок не менее 125 000 комплектов в год, а сложные изделия из пластмасс, сцепления и шасси требуют объема выпуска автомобилей в 500 000 шт. в год.
На петербургском же заводе Nissan будут работать около 750 человек, но массовый прием сотрудников начнется только в 2008 г., ближе к запуску завода, рассказывает PR-менеджер Nissan Motor Rus Татьяна Натарова.
GM нанял около 50 работников для временного производства, сообщили в пресс-службе GM CIS, но основную массу работников предприятие будет искать в середине — конце 2008 г. На заводе будет работать около 700 человек, из которых 580 будет занято на конвейере.
Гендиректор агентства "Бизнес-линк персонал" Елена Добромыслова уверяет, что компании найдут в Петербурге достаточное количество подходящих молодых специалистов, нуждающихся в дополнительном обучении, но за опытных работников автопроизводителям придется побороться. Уже сейчас несколько сотрудников среднего звена перешли из Ford в Toyota. Это подтвердил и Ичиро Чиба из TMMR. Он уверяет, что компания не ставит перед собой цели переманивать сотрудников Ford.
"Мы уверены, что подавляющее большинство наших работников лояльны компании", — уверяет пресс-секретарь российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко. Сейчас, по ее словам, на всеволожском производстве трудится около 2200 сотрудников, из которых примерно 1500 заняты непосредственно на конвейере.
Японцы не спешат
Днем рождения совершенно новой для Петербурга отрасли — автомобилестроительной — можно считать 26 апреля 2005 г. В этот день президент Toyota Motor Europe Токуичи Ураниси подписал договор о строительстве первого петербургского автосборочного производства с министром экономического развития Германом Грефом и губернатором Валентиной Матвиенко. Toyota строит в Петербурге предприятие мощностью 50.000 автомобилей в год стоимостью $150 млн, на котором с конца 2007 г. будут производится Camry. $15 млн в проект вложит ЕБРР, который получил за это 20% в компании Toyota Motor Manufacturing Russia (TMMR). Стройка началась в середине апреля 2006 г., рассказывает вице-президент TMMR Ичиро Чиба. Сейчас на площадке в Шушарах уже воздвигнуты скелеты производственных корпусов. Чиба обещает, что стройка закончится весной, а летом 2007 г. завод запустит оборудование, отлаживая технологический процесс автомобильной сборки. Первые Camry петербургской сборки поступят в продажу в конце 2007 — начале 2008 г., обещает вице-президент TMMR.Петербург немного запаздывает с созданием инфраструктуры для Toyota, говорит зампред комитета по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации Николай Асаул. Примерно месячное опоздание по строительству дорожной сети участка Toyota в Шушарах не скажется на ходе проекта, уверяет чиновник. По его словам, к началу завоза оборудования на завод город успеет построить необходимые дороги.
Nissan, пришедший вслед за Toyota, только приступает к освоению участка. Договор с Минэкономразвития президент Nissan Карлос Гон подписал на Петербургском экономическом форуме в середине июня этого года. Японская компания собирается потратить около $200 млн на завод, который будет выпускать 50.000 автомобилей трех моделей — они еще не выбраны. Завод заработает в 2009 г. "Российский автомобильный рынок меняется очень быстро. Мы определимся с моделями, пока идет строительство завода, и к лету 2008 г. выбор будет сделан", — обещал Гон в июне, добавив, что одна из моделей точно будет внедорожником.
Земельный участок в 150 га на севере Петербурга — около будущего пересечения кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра — петербургское правительство выделило Nissan 19 сентября. Это часть будущей промзоны "Каменка", говорит Асаул из комитета по инвестициям. Сейчас этот участок полностью занят лесом, от которого компания должна очистить землю в три этапа. По словам Асаула, первый участок земли в Каменке будет готов принять строителей уже в апреле 2007 г. и за год на нем появятся корпуса завода. Гендиректор Nissan Manufacturing Rus Фуджио Хосака подтвердил планы компании, сообщив, что на первом этапе предприятие будет выпускать 20.000 машин и только некоторое время спустя доведет производство до плановых 50.000. В Петербурге Nissan создаст автопроизводство полного цикла, включая сварку и окраску корпуса машин, рассказал Хосака. От более подробных комментариев он отказался, сославшись на то, что проект находится в самом начале.
Американцы торопятся
Самым расторопным среди западных производителей, пришедших в Петербург, оказался General Motors, который запустит свой завод мощностью 25.000 автомобилей по соседству с Toyota в Шушарах к 2009 г., но собирать внедорожник Captiva начал в городе уже в сентябре. Автогигант арендовал площади у своего старейшего петербургского дилера — компании "Лаура". Как рассказал гендиректор "Лауры" Михаил Логутенко, несколько лет назад его компания приобрела пустующие цеха у оборонного завода "Арсенал" на правом берегу Невы, но не нашла им применения и сейчас в них развернуто производство Captiva. Как рассказал источник, близкий к GM, первые Captiva уже собраны в Петербурге в тренировочном режиме и в продажу поступят в конце октября, после презентации модели на Петербургском автомобильном салоне. После того как в Шушарах построят предприятие, временное крупноузловое сборочное производство будет ликвидировано, а оборудование GM перевезет на новый завод.Самое первое автопроизводство в регионе возникло не в Петербурге, а в Ленинградской области, где свой завод в 2002 г. запустил Ford Motor, выпускающий сверхпопулярную модель Focus. Сейчас инвестиции в предприятие достигли $230 млн, рассказывает гендиректор "Форд Мотор Компани" Тео Штрайт. По его словам, с августа мощность завода была увеличена с 60.000 до 72.000 автомобилей в год и в 2006 г. предприятие произведет около 62.000 автомобилей. В мае компания отказалась от работы по постановлению правительства от 1998 г. о поддержке автопроизводителей и в начале августа заключила новый договор с Минэкономразвития о промсборке. "Это дает возможность нам самостоятельно решать вопрос о расширении производства, не согласовывая каждый раз квоты ввоза автокомплектов с чиновниками", — говорит Штрайт. Правда, признает он, из-за процедуры перезаключения договора завод на некоторое время остался без комплектующих и простаивал.
Если все планы иностранных автопроизводителей реализуются, в 2010 г. в Петербурге и Ленобласти будет производиться около 225.000 автомобилей, оценивает Борис Фирсов, партнер консалтинговой фирмы Roland Berger, т. е. около 20% от всех "русских иномарок". Таким образом, регион станет крупнейшим поставщиком иномарок на российский рынок, объем которого вырастет с 1,5 млн автомобилей в 2005 г. до 2,1 млн в 2010 г., считает Фирсов. Концентрация современных автомобильных производств в городе будет самой большой в стране, констатирует эксперт. Он объясняет это тем, что Петербург наиболее удачно расположен с точки зрения логистики — уже сейчас около 75% иномарок, продаваемых в России, импортируются через Ленинградскую область — машины ввозятся из Финляндии, куда прибывают судами из Европы, Америки и Азии.
Ожидая поставщиков
Вслед за производителями в город непременно потянутся и их традиционные поставщики комплектующих, считает Борис Лазебник, председатель совета директоров петербургской компании "Интеркос-IV", поставщика штампованных деталей для всеволожского завода Ford. По его мнению, в России концерны вряд ли найдут большое количество поставщиков, соответствующих их стандартам качества. "С помощью российских производителей можно локализовать производства на единицы процентов. Рассчитывать на них особо не приходится", — уверяет Лазебник.Партнеры иностранных автоконцернов уже исследуют возможность строительства своих предприятий в Петербурге. Сейчас в городе работает только один завод Johnson's Controls, который обеспечивает сиденьями все российские Ford Focus. Но в начале сентября в городское правительство прислала официальное письмо канадская Magna Int., рассказывает председатель комитета по инвестициям Максим Соколов. По его словам, компания попросила подыскать участок в Шушарах, рядом с Toyota и GM, а предприятие стоимостью около $50 млн будет выпускать на первом этапе пластиковые детали для автомобильных салонов, на втором — элементы кузова, а в дальней перспективе — коробки передач. В пресс-службе европейского подразделения Magna Int. подтвердили планы компании по строительству завода в Петербурге, но от подробных комментариев отказались.
Toyota рассчитывает, что ее поставщики появятся в Петербурге, и компания готова уступить часть своей площадки в Шушарах, говорит Ичиро Чиба из TMMR. Правда, пока только один поставщик — Toyota Boshoku — принял окончательное решение и разместит свое производство прямо в цехах Toyota, обеспечив все петербургские Camry сиденьями. Фуджио Хосака из Nissan говорит, что компания хотела бы превратить свою площадку в Каменке в подобие технопарка, где разместилось бы не только основное автосборочное производство, но и его поставщики.
Возможность строительства завода в Петербурге сейчас исследует крупный немецкий производитель комплектующих Brose, рассказал источник, близкий к городской администрации. В пресс-службе Brose сообщили, что пока компания не приняла решения о строительстве завода в России. Источник, знакомый с планами производителя выхлопных систем Tenneco, сказал, что руководство компании также задумалось о возможности размещения своей производственной площадки в Петербурге.
Традиционным поставщикам автоконцернов пора думать о строительстве своих предприятий в Петербурге и Ленобласти, считает президент Ford of Europe Джон Флеминг. В начале октября компания собрала в Петербурге руководителей 30 компаний — традиционных поставщиков Ford. Флеминг говорит, что Ford хотел бы видеть их предприятия здесь, чтобы сократить затраты на производство автомобилей. "Постановление российского правительства о промсборке предусматривает льготный ввоз ограниченного списка комплектующих, остальные необходимо локализовать", — говорит Флеминг. Он полагает, что сейчас для открытия российских производств глобальных производителей автокомпонентов складывается благоприятная конъюнктура: они могут поставлять продукцию всем петербургским автозаводам.
В 2005 г. российский рынок комплектующих оценивался в 900 млн евро, причем около 90% от этой суммы закупается традиционными российскими заводами, оценивает Фирсов из Roland Berger. К 2010 г. рынок вырастет до 2,7 млрд евро и более половины частей будут покупать иностранные сборщики автомобилей, полагает он. Однако Фирсов считает, что пока производители комплектующих крайне осторожно рассматривают Россию — льготы, предусмотренные постановлением о промсборке, распространяются только на автозаводы, но не на производителей компонентов. Кроме того, сейчас объемы производства иномарок не слишком велики и выпускать комплектующие к ним невыгодно, говорит Фирсов. Так, начать выпуск бамперов можно при объемах поставок не менее 125 000 комплектов в год, а сложные изделия из пластмасс, сцепления и шасси требуют объема выпуска автомобилей в 500 000 шт. в год.
Где искать рабочих?
Для запуска производств трем иностранным автоконцернам нужно найти в Петербурге около 2000 сотрудников. Ичиро Чиба из TMMR рассказывает, что его компания уже наняла 70 человек разных специальностей, которые начали учиться на европейских и японских заводах корпорации. К концу 2007 г., говорит Чиба, на предприятии должно работать около 600 человек, причем только 10 из них будут японскими топ-менеджерами, а остальных компания рассчитывает найти на месте. Это не станет большой проблемой для Toyota, уверен Чиба, — сейчас компания рассматривает около 2000 резюме.На петербургском же заводе Nissan будут работать около 750 человек, но массовый прием сотрудников начнется только в 2008 г., ближе к запуску завода, рассказывает PR-менеджер Nissan Motor Rus Татьяна Натарова.
GM нанял около 50 работников для временного производства, сообщили в пресс-службе GM CIS, но основную массу работников предприятие будет искать в середине — конце 2008 г. На заводе будет работать около 700 человек, из которых 580 будет занято на конвейере.
Гендиректор агентства "Бизнес-линк персонал" Елена Добромыслова уверяет, что компании найдут в Петербурге достаточное количество подходящих молодых специалистов, нуждающихся в дополнительном обучении, но за опытных работников автопроизводителям придется побороться. Уже сейчас несколько сотрудников среднего звена перешли из Ford в Toyota. Это подтвердил и Ичиро Чиба из TMMR. Он уверяет, что компания не ставит перед собой цели переманивать сотрудников Ford.
"Мы уверены, что подавляющее большинство наших работников лояльны компании", — уверяет пресс-секретарь российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко. Сейчас, по ее словам, на всеволожском производстве трудится около 2200 сотрудников, из которых примерно 1500 заняты непосредственно на конвейере.
Комментарии