На следующей неделе на нью-йоркской бирже NYMEX должна начаться торговля российской нефтью. Причем не привычной для всех марки Urals, а новой - под названием REBCO (аббревиатура от Russian export blend crude oil). Об этом было доложено президенту Путину на совещании с членами правительства в начале недели. Президент новое название одобрил, заметив, что оно "звучит благозвучно для русского уха". Однако смысл переименования не в красоте названия. Главная цель - "отвязать" способ формирования цены на российскую нефть от североморской эталонной марки Brent. Дело в том, что до сих пор стоимость уходящей в историю российской марки Urals определялась исключительно как производная от Brent. Причем разница в ценах всегда была отрицательной для российской нефти (от 0,2 до 6 долларов за баррель). Еще летом президент Путин потребовал от правительства сократить этот разрыв. Замглавы МЭРТ Кирилл Андросов уже заявил: "По сернистости и плотности REBCO будет хуже нефти марки Brent, но это не значит, что она должна стоить дешевле". Впрочем, на немедленное удорожание рассчитывать не стоит: ведь марке с новым именем может потребоваться несколько лет, чтобы утвердиться на рынке.
Планируется, что после того, как REBCO покорит американскую биржу, этот контракт будет "торговаться" в Лондоне и Юго-Восточной Азии. Ну а главной площадкой для REBCO станет Российская топливно-энергетическая биржа (РТЭБ), которая сейчас усиленно создается стараниями Минэкономразвития. Собственно, она уже зарегистрирована в прошлом месяце в Ханты-Мансийске. Однако президент высказал пожелание базировать РТЭБ в Петербурге. Губернатор города на Неве Валентина Матвиенко уже выразила готовность передать под нее историческое здание Санкт-Петербургской биржи, в котором сейчас располагается Военно-морской музей.
Аналитик ТЭКа Илья Заславский смотрит на нововведения на отечественном нефтяном рынке с оптимизмом. "Биржевая торговля должна обеспечивать прозрачное ценообразование, - заявил он. - И если биржа позволит получать наивысшую эффективность продаж, нефтяники пойдут на нее". Однако в нефтяных компаниях пока осторожны в прогнозах. Чтобы крупные НПЗ проявили заинтересованность в выходе на биржу, нужно, чтобы топливо на ней стоило не дороже, чем при заключении прямых контрактов, которые практикуются на рынке сейчас.
Комментарии