12.10.2006 15:01
Комментарии: 0
Просмотры: 388
Чтобы не давать нефтяным компаниям повод подозревать чиновников в предвзятости, Минпромэнерго предложило изменить порядок доступа к экспортным трубопроводам. Все компании должны иметь равный доступ к любому направлению экспорта независимо от его финансовой рентабельности. Таким образом чиновники хотят лишить "Роснефть" монополии на прокачку нефти по новому трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), полагают эксперты.
По закону "О естественных монополиях" компании имеют равные возможности для экспорта — за рубеж можно вывезти примерно треть объемов сырья, отгруженных в систему "Транснефти". До административной реформы 2004 г. квартальные графики экспортной прокачки составляла межправительственная комиссия во главе с тогдашним вице-премьером Виктором Христенко. Последние два года этим занимается Росэнерго, а утверждает графики Минпромэнерго. Сейчас всем компаниям хочется везти нефть через Белоруссию, где нулевая ставка экспортной пошлины, а реэкспорт в Европу фантастически рентабелен, говорит замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. На Новороссийск подают экспортные заявки большинство компаний, но отгружают нефть лишь те, кто попадет в график, говорит он.
Выгоднее всего экспортировать нефть через порты Новороссийск, Туапсе и Приморск, похуже условия в украинских портах Южный и Одесса, а наименее прибылен трубопровод "Дружба" в направлении Польши, Словакии, Германии и Венгрии, отмечает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". Разница между маршрутом через порты и нефтепроводом "Дружба" составляет $1 за баррель нефти, посчитал Нестеров, поэтому компании "искали любые возможности договориться [с чиновниками] и получить нужное направление в графике".
Действующий порядок не обеспечивает оптимального распределения объемов транспортировки экспортируемой нефти по направлениям отгрузки, написал на этой неделе в комиссию правительства по ТЭК Христенко. Изменения в графике мешают компаниям увязывать экспортные направления с долгосрочными контрактами с потребителями, точно распределять нефть между поставками на российские НПЗ и вывозом за рубеж, получать равный доступ к таможенным терминалам, пишет министр. "При решении этих проблем неизбежен субъективизм", — признается он. "Нас упрекают, что графики составляются в пользу крупнейших компаний, значит, нужно передать эту процедуру в "Транснефть", — говорит руководитель одного из департаментов Минпромэнерго.
Компании нередко обмениваются направлениями экспорта, добавляет Дементьев: "Мы хотим легализовать эти схемы". Для этого Минпромэнерго предлагает ввести принцип "пропорционального распределения объемов транспортировки экспортной нефти по направлениям с повышением материальной ответственности производителей нефти за неиспользование мощностей".
ТНК-ВР довольна действующим механизмом распределения экспортных маршрутов, говорит представитель компании Марина Драчева: "Все заявки на конкретные направления чиновниками учитываются". Обмен экспортными объемами между направлениями, возможно, станет проще, но существенно новый порядок на политике компаний не отразится, полагает Геннадий Красовский из "Лукойла". Не хотят принимать подарок чиновников в "Транснефти". "Ответственность за графики вдобавок к транспортировке — это чрезмерная концентрация полномочий, — утверждает вице-президент компании Сергей Григорьев. — Мы все-таки коммерческая структура, и обвинения в коррупции, которые могут бросить обиженные компании, испортят нашу репутацию".
Существующий порядок экспорта отработан, недовольств и скандалов вокруг графиков в последние год-два не было, замечает Олег Кирсанов из агентства Argus.
Минпромэнерго хочет изменить механизм с прицелом на будущее, полагает Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса". После пуска трубопровода ВСТО на Находку у "Роснефти" могут оказаться преимущества по заполнению восточного направления и ответвления на Китай, полагает он. Той же точки зрения придерживается Нестеров. Чиновники, по его словам, опасаются монополии "Роснефти", которая объявила о масштабных планах добычи на месторождениях Восточной Сибири и строительстве НПЗ на финальном отрезке ВСТО. "Очевидно, "Роснефть" и "Лукойл" станут основными разработчиками Тимано-Печоры и смогут контролировать будущий трубопровод Харьяга — Индига", — считает Нестеров. Мы готовы участвовать в заполнении ВСТО, но в одиночку это не сделаем, возражает представитель "Роснефти" Николай Манвелов. Кроме того, по его словам, "Роснефть" не принимает решений о квотах компаний на прокачку — это прерогатива чиновников и "Транснефти".
Чиновник Белого дома говорит, что решение по инициативе Минпромэнерго пока не принято.
По закону "О естественных монополиях" компании имеют равные возможности для экспорта — за рубеж можно вывезти примерно треть объемов сырья, отгруженных в систему "Транснефти". До административной реформы 2004 г. квартальные графики экспортной прокачки составляла межправительственная комиссия во главе с тогдашним вице-премьером Виктором Христенко. Последние два года этим занимается Росэнерго, а утверждает графики Минпромэнерго. Сейчас всем компаниям хочется везти нефть через Белоруссию, где нулевая ставка экспортной пошлины, а реэкспорт в Европу фантастически рентабелен, говорит замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев. На Новороссийск подают экспортные заявки большинство компаний, но отгружают нефть лишь те, кто попадет в график, говорит он.
Выгоднее всего экспортировать нефть через порты Новороссийск, Туапсе и Приморск, похуже условия в украинских портах Южный и Одесса, а наименее прибылен трубопровод "Дружба" в направлении Польши, Словакии, Германии и Венгрии, отмечает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". Разница между маршрутом через порты и нефтепроводом "Дружба" составляет $1 за баррель нефти, посчитал Нестеров, поэтому компании "искали любые возможности договориться [с чиновниками] и получить нужное направление в графике".
Действующий порядок не обеспечивает оптимального распределения объемов транспортировки экспортируемой нефти по направлениям отгрузки, написал на этой неделе в комиссию правительства по ТЭК Христенко. Изменения в графике мешают компаниям увязывать экспортные направления с долгосрочными контрактами с потребителями, точно распределять нефть между поставками на российские НПЗ и вывозом за рубеж, получать равный доступ к таможенным терминалам, пишет министр. "При решении этих проблем неизбежен субъективизм", — признается он. "Нас упрекают, что графики составляются в пользу крупнейших компаний, значит, нужно передать эту процедуру в "Транснефть", — говорит руководитель одного из департаментов Минпромэнерго.
Компании нередко обмениваются направлениями экспорта, добавляет Дементьев: "Мы хотим легализовать эти схемы". Для этого Минпромэнерго предлагает ввести принцип "пропорционального распределения объемов транспортировки экспортной нефти по направлениям с повышением материальной ответственности производителей нефти за неиспользование мощностей".
ТНК-ВР довольна действующим механизмом распределения экспортных маршрутов, говорит представитель компании Марина Драчева: "Все заявки на конкретные направления чиновниками учитываются". Обмен экспортными объемами между направлениями, возможно, станет проще, но существенно новый порядок на политике компаний не отразится, полагает Геннадий Красовский из "Лукойла". Не хотят принимать подарок чиновников в "Транснефти". "Ответственность за графики вдобавок к транспортировке — это чрезмерная концентрация полномочий, — утверждает вице-президент компании Сергей Григорьев. — Мы все-таки коммерческая структура, и обвинения в коррупции, которые могут бросить обиженные компании, испортят нашу репутацию".
Существующий порядок экспорта отработан, недовольств и скандалов вокруг графиков в последние год-два не было, замечает Олег Кирсанов из агентства Argus.
Минпромэнерго хочет изменить механизм с прицелом на будущее, полагает Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса". После пуска трубопровода ВСТО на Находку у "Роснефти" могут оказаться преимущества по заполнению восточного направления и ответвления на Китай, полагает он. Той же точки зрения придерживается Нестеров. Чиновники, по его словам, опасаются монополии "Роснефти", которая объявила о масштабных планах добычи на месторождениях Восточной Сибири и строительстве НПЗ на финальном отрезке ВСТО. "Очевидно, "Роснефть" и "Лукойл" станут основными разработчиками Тимано-Печоры и смогут контролировать будущий трубопровод Харьяга — Индига", — считает Нестеров. Мы готовы участвовать в заполнении ВСТО, но в одиночку это не сделаем, возражает представитель "Роснефти" Николай Манвелов. Кроме того, по его словам, "Роснефть" не принимает решений о квотах компаний на прокачку — это прерогатива чиновников и "Транснефти".
Чиновник Белого дома говорит, что решение по инициативе Минпромэнерго пока не принято.
Комментарии