Новые нормы естественной убыли нефтепродуктов могут быть приняты к 1 января 2007 года

Новые нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении и транспортировке, разработанные ООО СКБ «Транснефтеавтоматика», могут приняты к 1 января 2007 г. Об этом на последнем заседании Нефтяного клуба сообщил его президент, а также вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин.
Напомним, 6 сентября в Минпромэнерго РФ состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению проекта методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении и транспортировке и проекта норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении и транспортировке. Под естественной убылью нефтепродуктов понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества), являющиеся следствием физико-химических свойств нефтепродуктов, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты нефтепродуктов от потерь при приеме, хранении и отпуске. Норма естественной убыли нефтепродуктов – это утвержденная в установленном законодательными и нормативными актами Российской Федерации порядке, предельно допустимая величина потери (уменьшение массы нефтепродукта при сохранении его качества в пределах требований), являющаяся следствием естественного изменения физико-химических свойств нефтепродуктов (испарение, выветривание и пр.) при их хранении и транспортировке. К нормам естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований и стандартов, технических и технологических условий, неисправностью оборудования, а также повреждением тары. Нормы естественной убыли не устанавливаются также на нефтепродукты: принимаемые и сдаваемые по счету или по трафаретной массе; фасованные нефтепродукты; хранящиеся в герметичной таре; при хранении в резервуарах, выполненных в отложениях каменной соли и выработках горных пород и резервуарах , в которых рабочее давление выше давления насыщенных паров нефтепродуктов при максимальной температуре хранения или транспортирования.
Методику определения естественной убыли нефтепродуктов при хранении и транспортировке в настоящий момент разрабатывает конструкторское бюро ООО СКБ «Транснефтеавтоматика», работающее по государственному заказу министерства промышленности и энергетики (Минпроэнерго). Целью документа является разработка научно обоснованных методических рекомендаций по формированию норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении и транспортировании, применяемых для целей учета в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и налоговым кодексом Российской Федерации. Экономическая эффективность работы заключается в повышении достоверности учета нефтепродуктов, что позволит сократить их потери от недостач, хищений для предприятий нефтепродуктообеспечения и увеличить налоговые поступления в Федеральный бюджет.
Отметим, что в настоящее время действуют нормы естественной убыли нефтепродуктов при хранении и транспортировке, принятые еще в 1986 году (ГОССНАБ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 марта 1986 г. N 40 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ПРИЕМЕ, ХРАНЕНИИ, ОТПУСКЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ" (с изм., внесенными Постановлением Госснаба СССР от 07.08.1987 N 107, Приказом Минтопэнерго РФ от 01.10.1998 N 318). Исследования в данной области показывают, что применяемые в настоящее время методики формирования норм естественной убыли имеют низкую достоверность, не учитывают специфики расширения номенклатуры продуктов переработки нефти, конструктивных особенностей средств хранения и транспортирования. Кроме того, проблема в том, что налоговая служба не признает списание нефтепродуктов по данным нормам, хотя топливо после транспортировки всегда приходит с минусом. Так, нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках составляют около 1%, при хранении в резервуарах - еще около 1%, при транспортировке на бензовозе - 0,5%, при хранении на автозаправочных станциях - 0,5%. Фактические потери при естественной убыли нефтепродуктов составляют с 1 тонны около 20 литров, с бензовоза 10 тонн - 200 литров.
Российский топливный союз, участвовавший в рабочей комиссии по разработке новых норм, предлагает сменить ответственного разработчика по теме «Разработка Методики определения естественной убыли нефтепродуктов при их хранении и транспортировании», и назначить ответственным разработчиком данного документа ООО СКБ «Транснефтеавтоматика». Кроме того, РТС предлагает вынести новые Нормы естественной убыли на обсуждение по мере их готовности, не дожидаясь максимального срока пересмотра норм (5 лет). По мнению Олега Ашихмина, новые нормы гораздо эффективнее и результативнее ныне действующих.

Полный текст замечаний и предложений РТС на редакцию документа «Нормы естественной убыли при хранении и транспортировке нефтепродуктов» (от 11.09.06 г.)

Комментарии