Техрегламент о требованиях к бензинам и дизтопливу в течение месяца передадут на рассмотрение в Правительство РФ

Последняя редакция проекта федерального закона специального технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам» после утверждения в Минпромэнерго в течение месяца будет передана на рассмотрение в Правительство РФ, сообщил на недавнем заседании президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин. После принятия Правительством документ поступит в Государственную Думу, где должен пройти три чтения. По словам Олега Ашихмина, рассмотрение закона в Думе начнется только на следующий год, и если в течение года законопроект пройдет 3 чтения, то к концу 2007 года он будет принят.
Напомним, специальный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам» разрабатывался на протяжении последних двух лет. В августе прошло два заседания экспертной комиссии, на которых были внесены 22 поправки в этот законопроект. В частности, ст. 8 регламента «Требования к информации для приобретателей продукции» указывает, что при реализации продукции продавец обязан обеспечить приобретателя информацией, включающей: наименование продукции и её целевое назначение; информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; наименование производителя и поставщика, их местонахождение, название страны происхождения продукции, а также наименование и местонахождение продавца; номер партии продукции, поставленной на реализацию; массу нетто продукции в таре; сведения о наличии и концентрации присадок, добавленных в продукцию; знаки опасности продукции – в соответствии с требованиями общих и специальных технических регламентов в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; паспорт продукции; сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии на продукцию; могут быть предоставлены дополнительные сведения по безопасному хранению, транспортировке, реализации, применению и утилизации продукции, которые должны быть представлены в виде инструкций или иных документов.
Согласно новой редакции технического регламента, от этих требований освобождаются продавцы розничной торговли. На АЗС необходимо указать лишь наименование продукции, марку бензина автомобильного или дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, использующей данную продукцию.
Однако, ст. 4 закона внушает некоторые опасения участникам топливного рынка. В ней говорится, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения обращения определенных экологических классов бензина автомобильного и дизельного топлива на соответствующей территории». Это означает, что исполнительная власть Санкт-Петербурга после принятия этого закона может вводить ограничения обращения определенных классов бензинов и автомобильных топлив.
Напомним, что попытка ввести подобные ограничения была предпринята в Москве. Разногласия между правительством Москвы и автозаправщиками начались в конце 2004 г., когда столичное правительство выпустило постановление N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками". В нем были установлены городские стандарты на бензины и дизельное топливо и обязательные к исполнению экологические требования к ним. В частности, содержание свинца не должно было превышать 5 мг на литр, что соответствует стандарту "Евро-3". Это гораздо более жесткое требование, чем установлено на федеральном уровне. Требования стандарта "Евро-3" планируется ввести в России только с 2008 г., а менее жесткий норматив "Евро-2", по которому свинца в бензине должно быть не более 10 мг/л, вступил в действие только 21 апреля этого года. Кроме того, устанавливать собственные стандарты столичные чиновники не имели права. По закону "О техническом регулировании" обязательные требования к продукции могут устанавливаться только в технических регламентах, принимаемых федеральными законами, постановлениями правительства и указами президента. Тем не менее с начала 2005 г. Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) правительства Москвы стал проверять АЗС и на основании городского закона "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям" штрафовать тех, чье топливо не укладывается в установленные им рамки. По словам участников рынка, штрафы достигали 200 тыс. руб. с одной АЗС. За бензоторговцев вступилась организация малого и среднего бизнеса "ОПОРа России", которая разослала жалобы в Белый дом, Генеральную и Московскую прокуратуры и ряд других инстанций. В конце февраля Минпромэнерго предложило Правительству Москвы отменить постановление "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками" или установить рекомендательный характер применения требований и стандартов. Минпромэнерго разделяет озабоченность Правительства Москвы увеличением негативного воздействия моторного топлива на окружающую среду. Но, по мнению Минпромэнерго, регулирование его качества нужно осуществлять законным путем, например, через создание добровольной системы сертификации. Кроме того, Прокуратура Москвы установила, что постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2004 года N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками" издано с превышением полномочий, связи с чем ограничение прав топливных операторов при реализации моторного топлива в г. Москве неправомерно.
Статья 4 «Требования безопасности при производстве (изготовлении) и использовании продукции» в последней редакции законопроекта вновь поднимает этот вопрос. По словам Олега Ашихмина, юристы Российского топливного союза готовят опровержение по данному пункту.
Комментарии
Конфереция