Российской нефти ищут альтернативу

Восточно-европейские нефтегазовые компании одна за другой начинают искать альтернативу поставкам российской нефти. На прошлой неделе договор с казахской «КазМунайГаз» заключил литовский НПЗ Mazeikiu nafta, а вчера о намерении продлить контракт на поставки нефти из Кувейта заявила польская нефтяная компания Lotos Group. Аналитики считают, что стремление снизить зависимость от российской нефти становится тенденцией.
В середине августа Fitch Ratings опубликовало доклад, в котором указало на сохранение рисков для нефтеперерабатывающих компаний Центральной Европы. По мнению специалистов Fitch, европейские НПЗ слишком зависят от поставок российской нефти, и ситуация на литовском НПЗ Mazeikiu nafta может повториться (в июле из-за аварии на нефтепроводе «Дружба» поставки российской нефти прекратились).
В категорию риска попали PKN Orlen (НПЗ в Польше и Чехии), Lotos Group (НПЗ в Польше) и MOL (НПЗ в Венгрии и Словакии). В докладе агентства отмечается, что все эти компании имеют доступ к альтернативным источникам поставок, однако перебои с поставками российской нефти отрицательно скажутся на их марже от переработки. В частности, сейчас нефть на Mazeikiu nafta поставляется танкерами из порта Приморск, что делает ее дороже в среднем на 1,5-2 долл. за баррель.
Похоже, в компаниях решили прислушаться к мнению Fitch. Вчера главный исполнительный директор Lotos Group Павел Олешнович заявил, что компания намерена продлить контракт с Кувейтской нефтяной корпорацией на поставку 1 млн баррелей нефти из Кувейта. «Я надеюсь, что с 2007 года мы сможем говорить о долгосрочных поставках, если переговоры завершатся на взаимно выгодных условиях», - заявил он накануне.
Польская компания основательно подошла к снижению зависимости от российских поставок. Согласно ее планам, в 2006-2012 годах она намерена получать из одного источника только 60% нефти. Для этого будут увеличены поставки нефти по морю (НПЗ компании расположен в Гданьске). В настоящее время Lotos Group перерабатывает в основном российскую нефть Urals в объеме 6 млн т нефти в год. К 2012 году планируется увеличить переработку до 10,5 млн т.
Последовал совету Fitch и литовский НПЗ Mazeikiu nafta, испытывающий перебои с поставками нефти из России после аварии на нефтепроводе «Дружба». В начале сентября на него прибыл первый танкер с венесуэльской нефтью. А в конце прошлой недели НПЗ Mаzeikiu nafta заключил контракт с казахской «КазМунайГаз» на поставки в течение двух месяцев 350 тыс. т нефти по железной дороге. «Мы готовы по хорошей цене поставлять намного большие количества», - сообщил представитель казахской компании. Связаться с «КазМунайГазом» и Lotos Group не удалось.
Аналитики подтверждают, что тенденция к уменьшению зависимости от поставок российской нефти существует. Однако это скорее «игра на имидж», считают они. Надежда Казакова из лондонского офиса Альфа-Банка говорит, что основной объем нефти поставляется по трубе, а «спотовые поставки составляют 1-2% в общем объеме импорта». А Константин Черепанов из Rye, Man & Gor Securities добавляет, что Mazeikiu nafta до аварии перерабатывала 12 млн т нефти в год (вся нефть шла из России), сейчас - 8 млн т, поставки идут морем и по железной дороге. «По сравнению с этими объемами 350 тыс. т, обещанные «КазМунайГазом» - капля в море», - говорит он.
В свою очередь г-жа Казакова добавляет, что при импорте ближневосточной нефти НПЗ теряет всю свою маржу и работает в убыток. «Разница между российской Urals и кувейтской Dubai составляет 1 долл., при этом Urals в порту стоит на 4 долл. дороже, чем в трубе. Кроме того, чтобы доставить ближневосточную нефть в Гданьск, надо потратить еще примерно 3,5-4 долл. за баррель. Таким образом, импортировать кувейтскую нефть в среднем на 10 долл. за баррель дороже, чем российскую», - подсчитала г-жа Казакова. По ее словам, в этом случае переплата составляет около 20% с каждого барреля.
Комментарии