«В категорию платных нельзя переводить существующие дороги» - интервью с полковником милиции Александром Ионковым

Какая информация интересует автомобилистов больше всего? Пробки. Дороги: плохие, хорошие, платные, кольцевые. Штрафы и права. ГИБДД и ДТП. Эти же вопросы волнуют и редакцию «Тормози!». Поэтому мы отправились прямиком в третий отдел ГИБДД - Отдел дорожной инспекции и организации движения и побеседовали с полковником милиции Ионковым Александром Павловичем.
Tormozi.ru: Александр Павлович, насколько дорожные потоки увеличились по сравнению с прошлым, позапрошлым годом?
Александр Ионков: С прошлым, позапрошлым - не скажу, лет за 10 последних можно сказать. Но всё равно – среднее по городу это как средняя температура по больнице – термин, наверное, не очень корректный. Где-то в 2 раза, где-то – в 3, где-то - в 4. Если говорить о точных цифрах, то в городе количество машин за последние 10 лет увеличилось почти в 4 раза и каждый год – 10-12% рост числа автомобилей в городе. Сколько гниет из них, а сколько ездит – неизвестно.
Tormozi.ru: От чего зависит увеличение потоков в том или ином районе?
Александр Ионков: Прежде всего от того, чем напичкали районы города, например, наш любимый центр – это банки, офисы, магазины, вся торговля там – всё увеличилось. Объекты притяжения они называются.
Tormozi.ru: Вы со своей стороны можете как-то влиять на распределение авто потоков в городе?
Александр Ионков: Практически не можем. Наше влияние заключалось бы в том, что мы заставляли бы людей, которые стремятся в центр со своими объектами, компенсировать ситуацию материальными затратами – то есть строить стоянки, расширять тротуары, реконструировать дворы, чтобы обеспечивать людям возможность приехать и встать. Потому что цель движения – не просто проскочить куда-то. Цель – куда-то приехать. И чтобы обеспечить это движение, должны быть условия: дороги, мосты, стоянки… Или надо разгружать центр города от этих объектов, но политика такова, что центр разгружать не будут.
Tormozi.ru: Ситуация с пробками в городе действительно критическая?
Александр Ионков: Мы об этом трубим уже…вот сколько я работаю - столько и говорим. Мы всегда говорили, что транспортный коллапс скоро наступит, если ничего не делать. И вот он потихонечку наступает. Не то, чтобы он был постоянно, но всё чаще и чаще, и если затор приключается, то он все надольше. Тяжесть получается серьезнее. Прибавляются перекрестки, магистрали, где они образуются с пугающей периодичностью. Скажем, пытались подсчитать – лет 10 назад таких проблемных мест штук 50 было, года 2-3 назад их уже за 200 стало. Они известны всем – та же Площадь Восстания, Ленинский, Пискаревский у путепровода…Проблема в том, что транспортные потоки возросли, а дорожная сеть не изменилась в пропорциональное число раз. То есть если по улице поехало в 4 раза больше машин, так она в 4 раза шире не стала. Вот и беда в том. Дорожная сеть свой ресурс исчерпала.
Tormozi.ru: И как же бороться с пробками? Как помочь дорожной сети?
Александр Ионков: Это не то, что сегодня понял проблему, завтра сделал, послезавтра пробок не будет. Это политика городской жизни, которая должна включать в себя очень много. Во-первых, это строительство дорог, это строительство объектов для автомобилей – тех же стоянок. Или закрытие транзитных путей через отдельные районы: где-то грузовые потоки надо отловить и устроить им перегрузочный терминал.
Tormozi.ru: КАД поможет?
Александр Ионков: Центру – нет. А трассам, параллельно которым она проходит – да, поможет. Скажем, Пискаревский пр., Индустриальный пр., пр. Славы, которые тоже давно задохнулись - вот им она без сомнения поможет. А в центре совсем другая должна быть политика – и ограничение доступа, и создание условий - вывод предприятий - силком, да, но это надо делать.
Tormozi.ru: Ограничение доступа каким категориям?
Александр Ионков: Например, можно сделать снабжение товарами центральных магазинов в ночное время. Но тоже здесь – люди ночами спать хотят, а не слушать, как грузовики ходят, опять проблема…Мосты разводят – опять проблема. Поэтому тут надо думать и всё это соответствующим образом обустраивать. Выгонять оттуда объекты нещадно – но пока это очень тяжелый вопрос, не хотят люди оттуда уходить.
Tormozi.ru: А вообще пробки для мегаполиса это ведь обычное дело? Примета времени и места. То есть избавиться от них полностью, как показывает опыт мировых столиц, невозможно?
Александр Ионков: В общем – да. Только мировые столицы начали спохватываться на эту тему в 60-м году. И там по-разному подходят к этой проблеме – кто-то идет по пути неразмещения в центре притягивающих объектов, кто-то – как в Шанхае – делает весь город переплетением развязок. Вот говорят, те, кто был там, - смотреть страшно и обидно, и больно, что нет такого у нас. А Париж сказал: «Мы не будем строить никаких развязок в центре, мы не будем исторический центр ломать, крушить во имя движения – не хотите объезжать, хотите стоять в пробках – это ваше личное дело», - грубо я, конечно, говорю, но смысл примерно такой. Город, вообще говоря, никому не обязан обеспечивать приоритетный проезд через него. Это, может быть, парадоксом покажется, но городские власти не обязаны это делать. Они это делают, поскольку там нормальные люди сидят, которые понимают, что от этого зависит привлекательность города как инвестиционного объекта.
Tormozi.ru: Какова сейчас ситуация с грузовиками в центре города?
Александр Ионков: Режим ограничения грузовиков установлен еще с 93 года и проблемы грузовиков во дворах сейчас нет. Если есть в городе один, два, три, десяток адресов, где они останавливаются - так это же не проблема, это отдельные вопросы, которые надо решать соответствующим образом: может ворота поставить, может шлагбаум. Их туда тянет почему-то – значит надо разобраться - почему? В моем дворе грузовиков нет, если раз в полгода грузовик заезжает – ну и всё – и нет проблемы. А у кого-то есть – давайте разберемся. Раму, шлагбаум поставим…или давайте разберемся - куда они там едут – тот складик, мазагинчик и уберем.
Tormozi.ru: Как продвигается строительство Кольцевой?
Александр Ионков: Сдано много, там осталось всего ничего - участок Ржевки…
Tormozi.ru: Который обещали сдать к 1 июля....
Александр Ионков: Не сдать. Сдана далеко не вся Кольцевая, но пущено движение, определенны меры безопасности на некоторых участках – это, скажем, участок от Колтушей до Вантового моста в таком состоянии, участок до проспекта Культуры сдан официально, дальше участок не сдан официально, но движение идет, безопасность обеспечивается. Сдан, кроме Софийской развязки, Южный участок. Сейчас идет процесс эксплуатации и езды одновременно. Как только появляется возможность что-то дать водителю – это дается. И уже в рабочем порядке доделывается, достраивается.
Tormozi.ru: По каким параметрам можно оценить состояние дороги?
Александр Ионков: На состояние дороги есть документ, который называется госстандрт, там написано, какая он должна быть по ровности, какие на ней имеют право быть ямы, если они превышают размеры, то сроки устранения – не более 2-х суток, например. Знаки, некоторые, например, нужно за 2 дня восстановить, некоторые – до 5 дней терпят. То есть вся жизнь дороги регламентирована.
Tormozi.ru: Однако этот регламент не всегда соблюдается…
Александр Ионков: Вы не правы, о плохих дорогах, о ямах и выбоинах можно было говорить до 97 года, до 98. Потому, что с 1997 до 2001 года состояние наших дорог изменилось на 180 градусов. Помните, какой был проспект Славы – яма на яме, или Октябрьская набережная, Таллинское шоссе, проспект Маршала Жукова? Сейчас совсем другое дело. Тогда наши дороги называли худшими в стране. Не одними из худших, а петербургские дороги называли самыми худшими. И работа после этого была проделана огромная. Я говорю так: пропорции хороших и плохих дорог поменялись местами за это время. Есть, конечно, плохие –Рыбацкий проспект, Пискаревский проспект. Но – не нравится – езжайте по параллельной, по Кондратьевскому, например.
Tormozi.ru: А на хороших магистралях, в свою очередь, много пробок…
Александр Ионков: Вот видите, замкнутый круг. Может, не будем тогда дороги ремонтировать? А что? Я даже статью писал на эту тему. Конечно, с ироний. Проблема в том, что когда дорога отремонтирована, на ней сразу аварийность лезет вверх. . Скорости больше – человек видит - дорога хорошая, он перестает соображать, что надо кого-то пропускать. Летит как сумасшедший. Поэтому нужны компенсационные меры – разделительная полоса, карман, стоянки, расширение дороги. А у дорожников одно время было просто поветрие – закатают асфальтом на всю ширину и все. Я говорю - не надо так ремонтировать, не надо!
Tormozi.ru: «Лежачие полицейские» - это компенсационные меры?
Александр Ионков: Нет, упаси бог. Они не везде применимы. Категорически ни на какой магистральной трассе таких вещей делать нельзя. Потому что - не всё ли равно – были ямы, которые все ругают, или бугры будут? Во дворах, на заправках или на каких-то маленьких улочках – там - пожалуйста.
Tormozi.ru: Что решили с платным проездом по Орловскому тоннелю?
Александр Ионков: Еще не решили, будет ли там плата, и если будет, то какая. Для сбора платы нужны дополнительные сооружения, широкий участок для проезда на этот платный объект. И плату как собирать – то ли наличными, то ли карточками, то ли при прохождении лазерным лучом снимать. Неизвестно пока.
Tormozi.ru: А платные дороги вообще в России приживутся?
Александр Ионков: Давно есть указ президента, еще 95 года, о возможности таких дорог. Пожалуйста, строй. Но есть определенные условия - должна быть альтернативная трасса, то есть, если я не хочу платить, я могу ехать по дороге, которая более плохонькая, но я могу по ней от и до проехать бесплатно. Это принято во всем мире. Главный принцип – в категорию платных нельзя переводить существующие дороги. Вот если новую строить – это можно обсуждать, а старые – не тронь, потому что это будет нарушение прав и свобод, и юристы много чего наговорят еще на эту тему.
Tormozi.ru: Какие сейчас существуют планы на реконструкцию дорог?
Александр Ионков: Московское шоссе до шести полос расширить, на Таллинском тоже дорога будет расширяться, Киевское шоссе расширят.
Tormozi.ru: Кстати – о Московском шоссе. Очень много разговоров было о новом противоскользящем покрытии, которые некоторые называли «странная дорожная разметка»…
Александр Ионков: Да никакая это не разметка! Разметка всегда белая! Это просто определенной категории людей нельзя показывать недоделанную работу. А это покрытие – это некое новшество, некая игринка, способ привлечь внимание. А то, что она шероховатая – это и дополнительный способ, чтобы на ней приключений не возникло – с торможением. Я вот уже заметил, что люди внимание обращают и на эту поверхность не становятся, по крайней мере первые дни – до неё стоят, после неё – стоят, на ней – нет. Значит привлекли внимание. Цель достигнута. На загородных дорогах есть такая процедура – поверхностная обработка, когда на дорогу насыпается бетонная крошка, которая в дорогу въедается, и поверхность становится шероховатой. Конечно, колеса изнашиваются больше, но зато эффект безопасности достигается отличный. Главное-то – это безопасность на дороге. Второе – это пропускная способность, а потом уже всё остальное. Это, как говорится, не обсуждается.
Tormozi.ru: Вот о безопасности давайте и поговорим. Количество ДТП на дорогах ведь все увеличивается и увеличивается?
Александр Ионков: Резких прыжков нет. Последние год-два рост на 1%, последний год – снижение. На динамику влияет всё - и правовой нигилизм, и отсутствие норм воздействия на нарушителя. Вот говорят - Афганистан – 17 000 погибших, а то, что каждый год два Афганистана под колесами гибнет, вот этого никто не понимает.
Tormozi.ru: Какие меры, на Ваш взгляд, могут хоть чуть-чуть изменить эту ситуацию?
Александр Ионков: Опять комплексные меры. Я бы, честно говоря, на первое место поставил законодательные меры. Хотя говорят, что наказание - это не самое главное, но когда его практически нет вообще, то это неправильно. Вот ГАИ сейчас не штрафует, а выписывает протокол и отправляет его дальше в суд, и суд решает. Все говорят – «благое дело, чтоб гаишник не брал деньги на месте». А водители говорят сами: «Да возьми ты лучше сразу, что ты мне душу мотаешь?» А была ведь «золотая середина» - не надо было все это ломать. Ведь кто-то отменил компостеры, отменил балльную систему. Я не понимаю, почему надо было старые правила отменять – ты попался – посиди дома 3 месяца, 4 месяца, полгода, год. Какие проблемы?! И всё это надо в обратную сторону откручивать, но в обратную сторону всегда тяжелее.
Tormozi.ru: Вы давно в ГАИ работаете?
Александр Ионков: 25 лет…
Tormozi.ru: Ничего себе. Работа не из легких…
Александр Ионков: У нас, может быть, и не такая тяжелая работа. У нас одно из немногих инженерных подразделений – чтоб дороги хорошие были, знаки на месте, светофоры, а вот те ребята, которым приходится на улице работать – то с академиком, то с водопроводчиком, то с бандитом, там – да. Там можно пожалеть. За каждый день сводка характерных задержаний – 4-5 страниц. Столько-то тонн металла, такие-то единицы оружия. Это на фоне того, что говорят, будто гаишники – взяточники и прочее, а вот какую работу они на своих плечах вытаскивают реально…Есть, конечно, и дураки, и взяточники, что тут спорить, но они везде есть. А если реально начать оценивать, то, пожалуйста, - кто еще это сделает?
Комментарии