Законопроект, позволяющий государству ввести контроль за ценами на бензин, будет рассмотрен уже в следующем году

Госдума предлагает регулировать цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) по аналогии с тарифами на газ и электроэнергию. Законопроект, который позволит ввести контроль государства за ценами на ГСМ, депутаты обещают рассмотреть уже в следующем году.
Как сообщил вчера депутат комитета по законодательству Госдумы Дмитрий Еремин, законопроект, который позволит регулировать тарифы на ГСМ по аналогии с законом о регулировании энерготарифов, уже разработан депутатами. Общий тариф в соответствии с ним два раза в год должна устанавливать Госдума, после чего цена на ГСМ может регулироваться на законодательном уровне регионов. Еремин уверен, что принятие закона позволит предприятиям планировать свою работу. "Зная цену, они смогут с уверенностью спланировать бюджет.
Госдума два раза в год утверждает повышение тарифов, такую же схему мы предлагаем ввести и для тарифов на ГСМ",- говорит депутат.
Эксперты уверены, что перспектив у законопроекта нет. "Шансы нулевые",- утверждает ведущий эксперт ЦМАКП Владимир Сальников. Он говорит, что предложение депутатов противоречит магистральной линии политики: уменьшить степень прямого регулирования, так как оно не создает стимулов для предприятий. "Проект странный хотя бы потому, что цены и тарифы регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ)",- удивляется Владимир Сальников. "У Госдумы нет полномочий по регулированию ценообразования",- добавляет главный экономист ФК "Уралсиб" Владимир Тихомиров. Как уточнили в прессслужбе ФСТ, тарифы устанавливаются не два, а один раз в год. После того как правительство утверждает пределы тарифов, ФСТ устанавливает их значения для субъектов федерации.
Эксперты уверены: в любом случае, кто бы ни ограничивал рост цен на ГСМ административным путем, это путь бесперспективный. Более конструктивно - стимулировать рост предложения. "Около половины в цене нефтепродуктов составляют налоги. За счет ослабления налоговой нагрузки на нефтепереработку можно снизить цены на бензин",- говорит Владимир Сальников. Главный риск регулирования, по его словам, в том, что инвестиции в нефтепереработку станут невыгодны, что, в свою очередь, заблокирует процесс модернизации таких предприятий.
Напомним, что в комплексе антиинфляционных мер, принятых правительством, для сдерживания роста цен на ГСМ предусмотрено "стимулирование конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяного сектора". Однако, как отметил вчера в ходе пресс-конференции глава РСПП Александр Шохин, четкой программы у правительства по-прежнему нет. По его словам, если чиновники не примут пакет мер по стимулированию инвестиций в нефтепереработку, то в ближайшие годы Россия столкнется с дефицитом топлива.
Инициатива депутатов по регулированию цен, действительно, идет в разрез с правительственной позицией, пусть даже пока лишь декларируемой. "Такой закон стал бы шагом назад в плане проводимых реформ, правительство и Кремль его не поддержат, это полностью противоречит их экономической идеологии",- убежден Владимир Тихомиров. В том, что закон не пройдет, уверены и в самой Госдуме. Так, заместитель председателя того же комитета по законодательству Петр Шелищ заявил, что ничего не знает о подобном законе. "Надеюсь и верю, что закон не пройдет. Государство должно быть озабочено ростом цен, но влиять на них нужно не административными методами, а сугубо экономическими",- заявил он.
Комментарии