Чем разбавляют 95-й бензин?

На московских автозаправках - новшество. Переплатив рубль или два за литр, можно заправиться "хорошим" бензином европейского стандарта. Нефтяные компании называют его по-разному, но суть одна. За "элитный" бензин выдают то, что давно уже стало нормой в развитых странах. Все остальное топливо на российских заправках - это по-прежнему опасная и для экологии, и для двигателя химическая смесь. А нефтяники, улучшив наконец качество своей продукции, решили на этом побольше заработать. По качеству бензина Россия далеко отстала от Европы. Там уже ездят на бензине стандарта "Евро-4", а у нас еще далеко не все перешли на "Евро-2". В провинции и вовсе распространен ядовитый этилированный бензин. Хотя официально его давно запретили. Качественного бензина в стране до недавнего времени просто не было. Марки 95 и 98 получали при помощи добавления вредных присадок в обычный 92-й. Это портит двигатель, но кому до этого есть дело?
И вот теперь появился официально "хороший" бензин. На заправках разных компаний его называют по-разному. На BP это "Ultimate", на "ЛУКОЙЛе" - "ЭКТО" (сокращенно от "экологическое топливо"). Но суть примерно одна: это бензин нормального европейского качества. Хотя продается он, естественно, дороже обычного.
Чем отличается "хороший" бензин от обычного? В первую очередь содержанием вредных примесей. В хорошем бензине меньше серы, меньше бензола, меньше ароматики и углеводородов (см. график), а кроме того, хороший бензин делается без присадок. Проще говоря, он чистый. По сути нефтяные компании просто улучшили качество своей продукции с "плохого" до "хорошего", и при этом подняли цену на топливо на 1-2 рубля за литр. Поэтому в провинции "хороший" бензин увидят еще не скоро - он слишком дорогой.
"Закрывать производство обычного АИ-95 мы пока не собираемся", - признались "Известиям" в ТНК-ВР. Проблема в том, что российские нефтяники просто не способны производить качественный бензин в таком количестве, чтобы обеспечить всю страну. Наши нефтеперерабатывающие заводы давно устарели и физически не способны делать качественный и безопасный продукт. А строить новые - дорого, и нефтяные компании, несмотря на все свои сверхдоходы, не торопятся инвестировать в экологию и безопасность. Государство не заставляет, а "по доброй воле" невыгодно.
Конечно, несколько современных заводов в России уже построены. Но до последнего времени вся их продукция уходила за рубеж. Теперь же немного достанется и москвичам. "ЭКТО" и "Ultimate" делают на двух заводах: "ЛУКОЙЛ" - в Нижнем Новгороде, ТНК-ВР - в Рязани. "Мы считаем, что проекты "ЛУКОЙЛа" и ТНК-ВР скорее имиджевые, чем сулящие быструю коммерческую отдачу", - полагает Александра Зубачева, эксперт ИГ "Петромаркет".
Пользуется ли спросом "хороший" бензин? В нефтяных компаниях утверждают, что да - продажи на заправках с появлением новых марок заметно выросли. Покупателей не смущает высокая цена. Но ясно, что речь идет о наиболее состоятельных владельцах дорогих иномарок. Основная масса потребителей, в том числе и в Москве, не торопится заботиться об экологии и платить за это деньги. Возможно, именно поэтому другие нефтяные компании пока не торопятся последовать примеру "ЛУКОЙЛа" и ТНК-ВР. Проблема в том, что хороший бензин делать пока невыгодно - правительство обещает дать налоговые скидки при производстве такого бензина, но до дела пока руки не дошли. А по закону продавать "плохой" бензин можно будет еще долго. Минпромэнерго разработало специальный регламент, согласно которому стандарт "Евро-2" будет действовать до 2008 г., в 2008-2010 годах стандартом станет "Евро-3", в 2010-2014 гг. - "Евро-4".
Нефтяники тем не менее довольны, они считают, что сделали беспроигрышный маркетинговый ход. "Наши люди любят машины, разговаривают с ними, придумывают им прозвища. Машина как член семьи. Я думаю, что мы сумеем "зацепить" российского автолюбителя", - и в шутку, и всерьез говорит официальный представитель ТНК-ВР Александр Шадрин.
Любителям дешевого "плохого" топлива тоже беспокоиться не стоит. Производить и продавать его никто не запретит - куда же тогда девать старые автомобили?!

В Питере "хорошего" бензина пока нет

"Да называйте как хотите, главное - чтобы от этого топлива движок не стучал и машина бегала хорошо", - удивился президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, который в первый раз услышал от "Известий" об "ЭКТО" и "Ultimate" - до северной столицы новый бензин еще не доехал. Самыми "крутыми" в Питере считаются заправки финской компании Neste Oil. Правда, как признался "Известиям" один из руководителей этой фирмы, в Питере они торгуют "обычным" бензином российского производства.

Что дает "качественный" бензин

- увеличение мощности двигателя - на 15% - улучшение ускорения - на 10% - повышение очистительной способности двигателя в 2.4 раза - увеличение экономии топлива - до 20 дополнительных км с бака автомобиля

Почему присадки портят двигатель?

В России в отличие от остального цивилизованного мира до сих пор разрешено применение ферроценовых присадок: максимально допустимая доза 18 мг на литр бензина. Правда, за соблюдением норм никто не следит. Наиболее активно используются cамые дешевые и вредные. В последнее время особенно модными стали ферроцены, их еще не полностью запретили. Недавно подобные присадки были запрещены в Китае, теперь вся китайская присадочная промышленность работает на Россию. Такой "обогащенный" бензин буквально сжигает и свечи, и каталитические нейтрализаторы автомобилей.

График

График

Комментарии