Газ - моторное топливо будущего

В Москве прошла 4-я международная выставка по газораспределению и эффективному использованию газа GasSUF-2006. Значительная часть экспозиции была посвящена вопросам использования природного газа в качестве моторного топлива. На сегодняшний день природный газ в качестве моторного топлива представляет огромный интерес для России. Многие эксперты утверждают, что в скором времени все машины будут работать именно на газомоторном топливе, и если учесть постоянный рост цен на нефть и экологическую непривлекательность бензина и дизельного топлива, идея перевода автомобильной техники на газ становится очень привлекательной для автовладельцев.
По оценкам специалистов, газомоторное топливо сегодня является наиболее экономичным и безопасным. Одна из главных причин загрязнения атмосферы - это автомобильные выхлопы. Их доля в объеме общих промышленных выбросов в атмосферу составляет около 40%, а в крупных городах - до 90%. Весь автопарк России ежегодно выбрасывает в атмосферу более 12 млн. тонн вредных веществ, а использование в качестве топлива компримированного (сжатого) или сжиженного природного газа позволило бы сократить эти выбросы в несколько раз.
Кроме экологичности у природного газа есть еще одно существенное преимущество: запасы газа превышают запасы нефти, а развитая сеть магистральных и распределительных газопроводов позволяет без особых затрат доставить это топливо к потребителю. Причем газ не требует какой-то дополнительной переработки, его достаточно сжать и закачать в баллон автомобиля, оснащенного газовым оборудованием. Перевод на газовое оборудование обычной бензиновой машины окупается в среднем за год.
Природный газ является самым дешевым моторным топливом из всех имеющихся на рынке. В среднем по России газ более чем в два раза дешевле бензина А-80 и почти в три раза дешевле бензинов А-95/98.
Главная причина, препятствующая развитию газомобильного транспорта в России, - отсутствие необходимого количества автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сегодня в России на природном газе уже работают более 50 тыс. машин, что в три раза больше, чем в прошлом году, а заправку этих машин в нашей стране осуществляют всего двести с небольшим АГНКС. Для сравнения, в Аргентине газозаправочных станций более полутора тысяч, в Бразилии и Пакистане их по тысяче, в Германии уже построено 700 АГНКС.
Из-за нехватки АГНКС возникает своеобразный замкнутый круг проблем: водители не хотят переводить свои автомобили на газ из-за того, что не знают, где потом будут заправляться, а газозаправочные станции не строятся из-за отсутствия должного количества потребителей.
Компанией ОАО "Газпром" уже разработана целевая программа "Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе". Проект этой программы предусматривает строительство более чем двухсот новых газозаправочных станций по всей стране и строительство новых пунктов переоборудования автомобильной техники. К сожалению, федеральные власти не оказывают должной поддержки в переводе автомобильной техники на газовое топливо. На протяжении нескольких лет комитетом государственной думы РФ по энергетике, транспорту и связи, ОАО "Газпром" и Российским газовым обществом на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти вносятся проекты федеральных законов, постановления правительства, Концепции использования природного газа и Концепции использования альтернативных видов моторного топлива.
Нелегко приходится и автовладельцам. В некоторых региональных подразделениях ГИБДД при прохождении техосмотра к газобаллонным средствам предъявляются заведомо завышенные требования, не соответствующие техническим условиям.
Все эти сложности возникают у нас потому, что в России на федеральном уровне отсутствуют меры, реализация которых способствовала бы широкому использованию альтернативных, экологически более чистых видов моторного топлива, в том числе и газа. А ведь реализация разработанного ОАО "Газпром" проекта целевой программы по замещению нефтяных видов топлива газовым может внести значимый вклад в экономическое развитие страны, а также сохранение здоровья граждан и окружающей среды.
Комментарии