Загрузка мощностей российских НПЗ в первом квартале 2006 года повысилась до 80%

В первом квартале 2006 г. загрузка мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов составила 80% по сравнению с 75% за аналогичный период 2005. По оценкам компании "Тройка Диалог", значительные свободные мощности остались только у башкирских НПЗ и перерабатывающих предприятий компании "Сибнефть". Эти компании пока еще могут наращивать производство нефтепродуктов без дополнительных инвестиционных вложений.
А вот у компании "ЛУКОЙЛ" коэффициент загрузки мощностей приблизился к отметке в 95%. Принадлежащий "Сургутнефтегазу" Киришский НПЗ уже работает на пределе мощности с загрузкой почти 100%.
Анализируя тенденции в сфере нефтепереработки за первые 4 месяца 2006 г., эксперты "Тройки Диалог" приходят к выводу, что для крупных российских нефтяных интегрированных компаний заканчивается период легкого, дешевого роста, когда они могли получать дополнительную прибыль без дополнительных расходов, просто увеличивая загрузки НПЗ. "Теперь пришло время прибегнуть к более дорогим и сложным средствам - модернизировать мощности и увеличивать в производстве долю более качественных продуктов",- отмечается в исследовании "Тройки Диалог".
О том, что нефтеперерабатывающая отрасль России нуждается в модернизации, говорят ни один год. Около 10 лет назад эксперты заявляли о том, что на реконструкцию действующих мощностей по переработке нефти в России требуется порядка 10 млрд долл. На сегодняшний момент модернизация нефтеперерабатывающей отрасли предполагает инвестиции в размере 30 млрд долл.
Затягивание процесса переоснащения нефтеперегонных заводов отчасти объясняется тем, что на текущий момент объемы переработки нефти растут, в том числе и увеличиваются производство моторного бензина.
В 2005 году было переработано 206 млн тон нефти. По сравнению с 1997 г этот показатель вырос на 21%. В 2006 г объемы нефтепереработки продолжали расти, и за первые 6 месяцев текущего года этот показатель составил около 100 млн тонн. Росли объемы и производства моторного бензина. Так в 2005 г было произведено 30 млн тонн автомобильного бензина. По итогам 2006 г планируется, что этот показатель составит 32 млн тонн.
Объемы производства бензина в России неуклонно увеличиваются, но в тоже время стоимость этого вида топлива растет еще более впечатляющими темпами.
Проблема "нефтяного" сговора, следствием которого является безудержный рост цен на бензин, очень популярна среди граждан России в целом, и автомобилистов, в частности. Согласно опросу, проведенному центром РОМИР, на тему, касающуюся причин роста цен на бензин в стране, самый популярный ответ /35%/ - это желание нефтяных компаний получать сверхприбыль. Чуть меньше /33%/ объяснили высокие цены на бензин в России ситуацией с высокими мировыми ценами на нефть. Четверть респондентов во всем обвинили государство, которое не хочет регулировать цены бензин, хотя должно, по их мнению, это делать. Практически никто из опрошенных не считает, что бензин дорожает из-за кончающихся запасов "черного золота" - такой ответ дал лишь 1% респондентов. О серьезных проблемах переработки нефти в России никто из опрошенных не знает.
О том, что в России скоро кончится бензин, в марте 2006 г. сказал глава Минтопэнерго Виктор Христенко. Министр заявил, что на сегодняшний день в стране имеется лишь два нефтеперегонных завода, который производит бензин, соответствующий европейским стандартам. Это Омский завод, который принадлежит "Газпромнефти", и Ярославский завод - им владеет "Славнефть". "Но даже этот бензин на внутренний рынок не попадает, а уходит за границу, где за него можно выручить гораздо больше. А Россия по большей части ездит на бодяжном топливе, которое производят остальные 27 НПЗ",- сказал В.Христенко. Минтопэнерго выступает с предложением суживать нефтяным компаниям необходимые средства, на модернизация перерабатывающих мощностей. Так, к примеру, "Татнефть" уже в ближайшее время может получить 500 - 700 млн долл на строительство самого современного в мире нефтеперабатывающего комплекса.
О том, что российская нефтеперерабатывающая отрасль нуждается в строительстве новых мощностей, говорит и президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. "НПЗ в России старые, с низким коэффициентом нефтепереработки, а новые заводы в стране не вводились в течение 30 лет",- напоминает Г.Шмаль. Так, Туапсинский НПЗ построен еще в 1928 г. Не намного моложе его Саратовский НПЗ. Этот нефтеперерабатывающий завод построен в 1934г.
Еще более удручающую картину нарисовал председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. По его словам, в настоящее время потребление бензина в России находится на уровне 27 млн тонн в год, а к 2015 г этот показатель увеличится до 38 млн тонн, в то время, как нефтяные компании планируют нарастить к этому периоду производство высокооктанового бензина лишь до 30 млн тонн. "Уже в 2010 г мы можем столкнуться с нехваткой высокооктанового топлива, а к 2015 г точно будет дефицит 5 - 8 млн тонн без принятия активнейших мер со стороны нефтяников,"- подчеркнул парламентарий.
Нефтяники, в свою очередь, говорят, что высокая налоговая нагрузка на отрасль не позволяет направлять необходимые объемы инвестиций на модернизацию нефтеперерабатывающих отраслей. 12 сентября на совещании у премьер-министра Михаила Фрадкова с участием министров экономического блока и представителей крупных нефтяных компаний страны обсуждалась ситуация на топливном рынке России. В качестве одной из причин роста цен на бензин в стране, называлась проблема нехватки бензина высокооктановых марок. По итогам встречи было заявлено, что до конца 2006 г. цены на бензин расти не будут. Однако внятного ответа на вопрос, какие меры будут предприниматься в связи с проблемой возможного дефицита бензина в России, так и не последовало. Настойчивость нефтяников в вопросе, касающемся изменения методика расчета налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ для нефтяных продуктов, реализуемых на внутреннем рынке, осталась без внимания членов правительства. Вопрос о том, чтобы "отвязать" НДПИ от мировых цен на нефть, Михаил Фрадков пообещал взять "на заметку".
Проблема нехватки перерабытывающих мощностей в нефтяном секторе России усугубляется в связи с тем, что в России рекордными темпами растет производство "российских" иномарок. 13 сентября, выступая в Госдуме в рамках правительственного часа, глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что производство иномарок в России к 2010 году достигнет 800 тыс. штук. По его словам, в 2005 г. выпуск иномарок в России составил 100 тыс. автомобилей, в 2006 г ожидается произвести около 200 тыс. машин, а в 2007 году - планируется выпустить 270 тыс. "российских" иномарок. "Это будут качественные современные автомобили российского производства. Те мыльницы, которые сейчас ездят, - это машины - убийцы. Их необходимо модернизировать", - заявил Г.Греф.
Один из зримых результатов борьбы правительства с "машинами - убийцами" - это переход российского автопрома на экологический стандарт "Евро 2 ". В конце сентября 2006 г. сертификат "Евро - 2" настигнет последнюю категорию автомобилей, которым будет разрешено эксплуатироваться в России - это ввозимые в страну подержанные иномарки.
Граждане уже свыклись с мыслью о том, что соответствие европейским стандартам "выльется в копеечку" - подорожают сами машины. Подорожает топливо. Теперь придется задуматься еще над одной проблемой. Возведенные еще в СССР нефтеперерабатывающие заводы строились, исходя из более меньшего, чем сейчас, числа автомобилистов. А сам процесс нефтеперегонки предполагал производство бензина более низкого качества.
Круг замкнулся. По расчетам "ЛУКОЙЛА" сейчас на один автомобиль в России приходится 31 л бензина в неделю. Если не решать проблемы с нефтеперерабатывающими мощностями в стране, то в 2010 г потребление сократится до 24 л бензина в неделю, а к 2019 г - будет всего 19 л. Тогда и наступить бензиновый дефицит, а цены могут подскочить в несколько раз. В этом случае, никакие договоренности правительства с нефтяниками о стабилизации или замораживании цен на бензин кризисную ситуацию не исправят.
Комментарии