Казахстан накрыл бензиновый кризис: в июле цены на топливо выросли на 6,5%, в августе - еще на 8,7%

В Казахстане разрастается бензиновый кризис: с начала лета цены на топливо выросли в среднем на 15%. Аналитики считают, что всему виной старые мощности действующих НПЗ и высокие цены на светлые нефтепродукты в России. Именно за счет соседа Казахстан покрывает недостаток в высокооктановом топливе, а значит, цена на него продолжит расти.
В Казахстане действуют три НПЗ: Атырауский (принадлежит госкомпании 'КазМунайГаз' - КМГ), Павлодарский (45,2% принадлежит КМГ, 54,8% - частному 'Мангистаумунайгазу', принадлежащему индонезийской Central Asia Petroleum Ltd) и Шымкентский (на паритетных началах владеют китайская CNPC и КМГ). В стране работает около 3800 АЗС.
В первую очередь дефицит коснулся высокооктановых марок. Это привело к тому, что в некоторых областях на АЗС стали появляться таблички 'бензина нет'. За лето в некоторых районах Казахстана стоимость литра АИ-80 выросла с 51 до 100 тенге, а многие АЗС даже начали работать по талонам: бензин поставлялся лишь тем предприятиям, с которыми были заключены соответствующие договоры.
Участники рынка затрудняются объяснить бензиновый кризис. По одной из версий, он был вызван ремонтом оборудования на крупнейшем Шымкентском НПЗ и локальной аварией на Атырауском НПЗ, из-за чего было приостановлено производство высокооктанового бензина. После остановки возникли перебои с поставками, трейдеры были вынуждены завозить бензин из других областей, что и вызвало скачок цен.
Однако источник в КМГ обвиняет в повышении цен перекупщиков и мелкие АЗС, которые якобы искусственно создают ажиотаж вокруг ГСМ за счет придерживания топлива до ценового пика. Владельцы АЗС, в свою очередь, ранее ссылались на неоправданное повышение цен на ГСМ со стороны НПЗ. Не исключено, что повлияло на дефицит и снижение пошлины на экспорт казахской нефти.
Наконец, в письме к главе государства Нурсултану Назарбаеву генеральный директор компании 'Мангистаумунайгаз' Серик Крымкулов обосновал повышение цен значительной разницей между внутриказахской и российской стоимостью бензина. По его словам, нефтяные компании продают нефть по заниженным ценам и теряют на этом более 2 млрд долл. Когда внутренняя цена на ГСМ сравняется с внешней, проблема дефицита бензина и дизельного топлива в стране отпадет сама собой.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Казахстана (МЭМР) в связи со сложившейся ситуацией на днях провело совещание с представителями всех заинтересованных сторон. По его итогам МЭМР пообещало, что местные НПЗ обеспечат необходимые поставки ГСМ, при этом бензин марки АИ-80 будет стоить не дороже 53 тенге (около 11 руб.) за литр, а высокооктановые марки будут продаваться по свободной цене, но не дороже, чем в России.
Впрочем, посредством повышения цен владельцы НПЗ уже начали агрессивное выдавливание с рынка конкурентов, заявил на днях председатель совета директоров финансово-промышленной группы 'Нар-Ойл' (владеет более 100 АЗС в республике) Султан Ушбаев. В частности, многие владельцы АЗС уже получили предложение от КМГ продать свои бензоколонки.
'Нет логики повышать отпускные цены для оптовиков, чтобы получить АЗС, - высокие цены везде по стране. Практика других стран показывает, что даже при цене в 1 долл. за литр бензина его все равно будут покупать', - заверил пресс-секретарь 'КазМунайГаза' Михаил Дорофеев. По его словам, компания, действительно, будет расширять собственную сбытовую сеть (в 4 раза до 500 АЗС к 2010 г.) и уже предложила другим игрокам продать свой бизнес. 'Но у нас нет рычагов влияния на их решение', - отметил он. Вместе с тем он добавил, что на собственном НПЗ компания производит мало высокооктанового бензина и вынуждена закупать для своей сети АЗС дополнительные объемы в России.
Константин Черепанов из Rye, Man & Gor Securities соглашается с Дорофеевым. 'Возможно, идет передел сбытовой сети в стране. Однако непонятно, как синхронным повышением цен можно переманивать потребителей', - говорит он. Андрей Громадин из МДМ-Банка считает, что бензиновый кризис спровоцировали не крупные игроки или низкие пошлины на экспорт - правительство страны контролирует заполнение НПЗ внутри Казахстана и продажу нефтепродуктов. По мнению аналитика, причина разразившегося кризиса - дефицит высокооктановых марок бензина в Казахстане. 'Все три НПЗ в Казахстане давно не модернизировались и производство легких нефтепродуктов на них осложнено. Поэтому дополнительные объемы закупаются в России, разница с которой в цене составляет 10-15%', - отмечает он. Вместе с тем в самой России с начала года цены на бензин также стремительно растут.
Комментарии