Конфереция

Власти Красноярского края не смогли повлиять на резкий рост цен на бензин в августе

Администрации Красноярского края и краевого центра окончательно признали, что не могут как-либо повлиять на рост цен на бензин, который только за август подорожал примерно на 15%. Как заявил вчера руководитель агентства промышленности, энергетики и транспорта администрации края Денис Пашков, соответствующие рычаги влияния есть только у федерального правительства. К Михаилу Фрадкову апеллирует и мэр Красноярска Петр Пимашков, который в своем письме премьеру пишет, что "сложившаяся ситуация: ведет к возрастанию социальной напряженности в краевом центре". Эксперты прогнозируют, что цена на топливо осенью может повыситься еще более чем на 20%, а рядовые автолюбители снова выходят на акцию протеста, к которой теперь присоединятся и чиновники.
Вчера руководитель агентства промышленности, энергетики и транспорта администрации края Денис Пашков заявил, что краевые власти не в состоянии влиять на рост цен на бензин, так как "все рычаги влияния находятся в руках федерального правительства". При этом, как рассказал Пашков, власти впредь будут принимать активное участие в формировании обращений к федеральному правительству по вопросам корректировки цен на бензин, а также пообещал, что лично выйдет на акцию протеста автовладельцев (ожидается, что в акции примет участие от 250 до 500 человек), которая намечена на 8 сентября. Последние недовольны тем, что розничные цены на АЗС края постоянно растут, а власти не могут или не хотят как-либо повлиять на этот процесс.
Пашков пояснил, как, по мнению краевых властей, выглядят пути решения проблемы повышения цен на ГСМ. "Необходимо либо обеспечить государственное регулирование цен на нефтепродукты, либо изменить систему налогообложения этой сферы", - заявил руководитель агентства. Под изменением системы налогообложения в данном случае подразумевается в первую очередь снижение ставок налогообложения внутри страны, в частности, ставки налога на добычу полезных ископаемых, а также одновременное повышение таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов. Только такие комплексные меры помогут стабилизировать ситуацию на рынке, считает чиновник. Более того, по мнению Дениса Пашкова, необходимо создать механизм перераспределения части сверхдоходов от продажи нефти из Стабилизационного фонда федерации в бюджеты регионов на покрытие убытков, связанных с повышением стоимости бензина.
Предложения краевой администрации разделяет и общественное движение автовладельцев. Как рассказал лидер его краевого отделения Иван Смолин, они готовы обратиться к правительству с дополнительным предложением о снижении налоговых изъятий с акцизов для того, чтобы эти средства могли быть перенаправлены на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и повышение качества бензина, что, по его мнению, должно привести к стабилизации или снижению цен на топливо. Помимо этого, власти и автовладельцы решили вместе заняться контролем качества бензина с помощью центра стандартизации и метрологии.
Активно проявлять недовольство ростом цен автомобилисты начали около месяца назад: только за первую неделю августа розничные цены на бензин выросли на 5%. 13 августа несколько десятков человек провели митинг напротив краевой администрации, требуя от властей вмешаться в ситуацию, и пообещали провести еще более массовую акцию протеста 8 сентября, если рост цен на ГСМ будет продолжаться. Власти в конце августа заявили о том, что договорились о "замораживании" розничных цен с владельцами большинства красноярских АЗС на уровне 18,9 руб. за литр бензина наиболее популярной марки Аи-92. Тогда же мэр Красноярска Петр Пимашков пообещал, что направит предложение в правительство и Госдуму с требованием повлиять на рост отпускных цен на ГСМ, что и было сделано позавчера. Мэр предлагает поддержать обоснованное многими экспертами решение о включении цен на ГСМ в список продукции, подлежащей государственному регулированию по аналогии с тарифами на электроэнергию.
В краевом УФАС причину сложившейся ситуации видят в том, что основной поставщик нефтепродуктов в крае - "Газпромнефть" (бывшая "Сибнефть") - изменила структуру сбыта своей продукции в регионах. "Сейчас созданы дочерние компании "Газпромнефти" в Москве, через которые продается все топливо мелким оптовикам. И если раньше владельцы АЗС могли покупать бензин напрямую у НПЗ, то теперь они вынуждены обращаться только к дочерним компаниям госкорпораций", - пояснил заместитель начальника УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко. По прогнозам Харченко, цены на самый востребованный бензин Аи-92 могут уже осенью достичь рубежа в 23 руб. за литр. При этом, отметил он, антимонопольная служба не способна как-либо влиять на эту ситуацию, поскольку производители нефтепродуктов и трейдеров не нарушают Закона "О конкуренции...". Однако, добавил Харченко, сейчас по заданию прокуратуры ведется более детальная проверка по вопросу возможного сговора между частниками - продавцами бензина.
О том, что нет каких-то официальных рычагов давления у администраций на продавцов ГСМ, говорит и аналитик "Брокеркредитсервиса" Татьяна Бобровская. "В России, конечно, есть примеры, когда чиновники влияют на ценообразование, однако здесь используются скорее неофициальные рычаги, - пояснила она. - Это либо какие-то налоговые льготы для автозаправочных станций, либо стратегические преференции для крупных нефтяных компаний в регионе".
Комментарии