Конфереция

ЛУКОЙЛ выводит на полную мощность терминал по перевалке нефтепродуктов в Высоцке

ОАО "ЛУКОЙЛ" сегодня выведет на полную мощность терминал по перевалке нефтепродуктов в Высоцке. С 2002 г. в этот проект было инвестировано более $600 млн. Суммарная мощность терминала теперь составит 11,6 млн т нефтепродуктов в год. Через него переваливаются мазут, дизельное топливо и вакуумный газойль. С началом строительства в 2002 г. общая стоимость терминала оценивалась в $200 млн.
Первая очередь терминала была запущена через 1,5 года после начала строительства. Вместе с тем все монтажные работы были завершены уже к 30 ноября 2003 г., а полугодовой простой терминала объяснялся неурегулированными хозяйственными спорами и отсутствием договоренностей с ОАО "РЖД" о пропуске необходимых объемов нефтепродуктов к терминалу. Местные власти предъявляли претензии к недостаточным глубинам в акватории терминала, а Правительство РФ всерьез рассматривало предложение президента ОАО "АК "Транснефть" Семена Вайнштока передать уже построенный порт в управление государственного ОАО "АК "Транснефтепродукт". Дело в том, что в России существуют нормативные акты, в соответствии с которыми причальные мощности в морских и речных портах могут принадлежать только государству. "ЛУКОЙЛ" в этом случае мог бы компенсировать свои затраты на строительство высоцкого терминала за счет более низких тарифов на перевалку своих нефтепродуктов. Специалисты полагали тогда, что предложение Семена Вайнштока было своего рода местью президенту ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагиту Алекперову в ответ на его инициативу объединить ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "АК "Транснефтепродукт".
Тем не менее "ЛУКОЙЛу" удалось отстоять свои права и летом 2004 г. терминал был запущен в эксплуатацию. Однако половина его мощностей вновь простаивала: железнодорожная ветка позволяла пропускать только 2,5 млн т в год нефтепродуктов вместо 4,7 млн т в год, на которые был рассчитан терминал к лету 2005 г. Нефтяникам пришлось выделить дополнительно 300 млн рублей ОАО "РЖД", без которых железная дорога отказывалась модернизировать железнодорожную ветку к Высоцку. При этом, вопреки сложившейся традиции, "ЛУКОЙЛу" не приходилось рассчитывать на компенсацию этих затрат за счет более низких тарифов на перевозку, и $300 млн были зачтены как плата за подключение к железнодорожной инфраструктуре.
Все эти непредвиденные затраты вполне окупались за счет разницы в ценах нефтепродуктов на внутреннем и международном рынках. Стоимость перевалки в Высоцке для "ЛУКОЙЛа" была значительно ниже, чем предлагали операторы существующих терминалов: в Петербурге перевалить тонну нефтепродуктов стоит $20, а здесь - $6,5. Несмотря на непредвиденные расходы, президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов доволен проектом в Высоцке - на собственном терминале перевалка нефтепродуктов обходится ему в 4 раза дешевле, чем у петербургских операторов.
Комментарии