Конфереция

Эксплуатация автоматических автозаправочных станций в Петербурге

Автоматические автозаправочные станции (ААЗС) к настоящему моменту заслужили признание автомобилистов. Водители предпочитают их большим комплексам из-за экономии времени на заправку, отсутствия очередей, удобства оплаты и в некоторых случаях экономии топлива. Наиболее широко ААЗС представлены в Санкт-Петербурге, где два крупных топливных оператора внедряют новые решения в своих сетях. Речь идет о "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" и "Несте Санкт-Петербург".
В 2001 году в Санкт-Петербурге компания "Несте Санкт-Петербург" открыла свою первую ААЗС N403 на Северном проспекте. Тогда было много споров и сомнений на тему возможности и перспектив эксплуатации ААЗС на территории России. Постараемся сейчас, по прошествии уже более пяти лет эксплуатации ААЗС в России, проанализировать, насколько оправдались прогнозы.
Аналитические исследования компании-игрока рынка показывают, что существует несколько типов ААЗС. 1) полностью автоматические автозаправочные станции - "холодные" АЗС. Это станции, где нет операторов-кассиров, и отпуск топлива осуществляется только автоматическими топливораздаточными терминалами (АТТ) за наличный расчет и по картам. 2) АЗС смешанного типа - АЗС, где установлены АТТ, и при этом на станции постоянно присутствует оператор.
ААЗС N403 представляла из себя классическую "холодную" АЗС и сразу же стала прекрасной иллюстрацией преимуществ ААЗС этого типа. Ее строительство длилось всего один месяц, поскольку отсутствовала необходимость прокладки инженерных сетей.

Под цифрой "1" - спутниковая антенна, которая служит для передачи данных о транзакциях ААЗС в офис топливной компании, он-лайн авторизация банковских карт, а также прием данных о ценах из офиса и удаленной диагностики АТТ. Если есть технические возможности, то вместо спутниковой связи можно использовать Dial-Up, GPRS или любой другой доступный тип соединения. Цифра "2" - система видеонаблюдения, которая включает в себя 4 камеры и предоставляет возможность мониторинга из офиса компании. Под цифрой "3" - техническое решение: электрический щит и дополнительное оборудование, необходимое для полноценного функционирования ААЗС скрыто в полости в колонне навеса. Автоматический топливораздаточный терминал обозначен на фотографии цифрой "4".
Эта ААЗС является блочной, то есть резервуарный парк находится непосредственно под заправочным островком, что позволяет существенно экономить место - цифра "5". Программное обеспечение АТТ контролирует показания уровнемера и, в случае, когда какой-либо вид топлива заканчивается, способно самостоятельно подать сигнал в офис о необходимости отправки бензовоза. Информационная стела под цифрой "6" также контролируется АТТ. Данная компоновка холодной АЗС позволяет добиться существенной экономии площади, что особенно актуально для современных мегаполисов, в которых стоимость земельных участков (особенно в центре) может быть очень высокой.
По словам менеджера по развитию ЗАО "Несте Сантк-Петербург" Николая Маликина, отсутствие накладных расходов на персонал и некоторых эксплуатационных расходов позволяет держать цену на топливо на ААЗС ниже, чем на обычных станциях примерно на 50 копеек с литра топлива. Кроме того, АТТ сокращает время заправки автомобиля до трех минут. Николай Маликин отмечает, что эксплуатация ААЗС выгоднее эксплуатации заправочных комплексов. "Во-первых, это - экономия на заработной плате сотрудников, - рассказывает он, - один человек может выступать заправщиком, помогать клиенту в обслуживании и пр." Кроме того, по его словам, экономия достигается за счет сокращения площадей под строительство станций. "Автоматические станции мы строим, когда у нас - небольшой участок под строительство, - продолжает Маликин. Также экономия достигается на обслуживании ТРК. На "холодных" АЗС "Neste" стандартно устанавливается две ТРК, тогда как на обычных станциях не менее трех колонок.
Николай Маликин подчеркивает, что в Приблатике станции "Neste" только автоматические. "Большие комплексы "Neste" работают в Финляндии, Польше и России, - говорит он, - в этих станах есть клиенты, которые предпочитают обслуживание высшей категории, включающее человеческий фактор".
В настоящий момент в Петербурге эксплуатируется 11 ААЗС ЗАО "Несте Санкт-Петербург" и еще 4 - ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт".
ААЗС второго типа - смешанные, сейчас также представлены в России, причем не в столичных городах. Это АЗС ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт" в городе Пенза и АЗС ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" в Калининграде. На фото показана АЗС N6 по адресу Киевская ул., дом 23 "А" в Калининграде.

Такой вид комбинирования пригоден на многопостовых станциях. Например, на данной станции с четырьмя ТРК в часы пик даже два оператора могут не справиться с наплывом клиентов. У касс выстраиваются очереди, что вряд ли способствует укреплению имиджа АЗС. Поскольку при АЗК есть магазин и ряд других сервисов, то большое скопление людей может отпугнуть клиента, которому просто нужно заправиться. Оптимальным решением в данной ситуации стала установка одного АТТ. Этот вид ААЗС предоставляет клиенту выбор и "разгружает" операторов и заправщиков.
Второе преимущество смешанных станций - это возможность работать днем в обычном режиме, а ночью, когда поток клиентов уменьшается, - в автоматическом. Держать на станции обслуживающий персонал накладно, да и сопутствующие услуги ночью редко бывают востребованы. В светлое время суток клиенты заезжают на АЗК, а ночью, когда персонал покидает свои места - на автоматическую АЗС. Опираясь на исследования, приведем сравнительную характеристику ААЗС и обычной АЗС:
ААЗССмешанная АЗСАЗС
Стоимость бензина98%98-100%100%
Время обслуживания3 мин3-5 мин7-10 мин
Производительность500 заправок/сутки300 заправок/сутки150-250

Анализ предпочтений потребителей услуг АЗС По результатам исследований выявлено три основных типа потребителей услуг АЗС:
1й тип. Потребители, приверженные маркам топлива с именами собственными (futura, v-power и другие). Потребители, для которых решающим фактором является качество продаваемого на АЗС топлива, известность бренда и его престижность.
2й тип. Потребители, для которых важно качество топлива, но они не готовы переплачивать за бренд.
3й тип. Потребители, для которых решающее значение при выборе АЗС играет стоимость топлива. Ниже на диаграмме представлена структура рынка по типу потребителей услуг АЗС. Наиболее ёмкий сегмент - сегмент потребителей, относящихся ко второму типу.

На основании представленной ниже диаграммы можно сделать вывод о готовности наиболее платежеспособной и многочисленной группы потребителей нефтепродуктов пользоваться услугами автоматических АЗС и оплачивать топливо на АТТ.

Исследование показало, что побудительными мотивами потребителей нефтепродуктов, готовых воспользоваться услугами ААЗС или АТТ на обычных АЗС, являются скорость обслуживания, возможность получения скидок на ААЗС и отсутствие человеческого фактора, как гарантия обеспечения заданного качества обслуживания на АЗС. Использование корпоративных карт также является существенным побудительным мотивом для первого и второго типов конечных потребителей. Потребителей третьего типа в АЗС, использующих АТТ, привлекает возможность получения скидок.
Комментарии