Конфереция

В Правительстве РФ рассматривают решение о замораживании цен на бензин

Только за август в среднем по России литр бензина подорожал почти на 1 рубль. Сбылись мрачные предсказания экспертов: цена на литр Аи-95 в Москве вот-вот перейдет психологический рубеж в 20 рублей. А подорожание 92-го в целом по стране обошлось автовладельцам в миллиард рублей. Правительство пока игнорирует сверхприбыли, получаемые нефтяными компаниями. Между тем эти деньги изымаются из кошельков даже тех, кто не ездит на машинах. Рост транспортных расходов мгновенно отражается на цене товаров и услуги. Мораторий на увеличение топливных цен пока только обсуждается в правительстве. Скорее всего, его введут только в сентябре, чтобы дать нефтяникам как следует заработать.
Похоже, другого выхода, кроме как объявлять мораторий, у правительства нет. В оставшиеся 4 месяца кабинету министров под страхом смертной казни нужно уложиться в обещанные параметры инфляции: 8.5-9%. А по итогам июля потребительские цены выросли уже почти на 7%.
Но здесь возникает любопытный нюанс. За инфляцию в правительстве отвечают Алексей Кудрин и Герман Греф. Именно им достается "по шапке" каждый раз, когда Владимир Путин, встречаясь с министрами, напоминает им об инфляции. А вот за бензин и ТЭК отвечает глава Минпромэнерго Виктор Христенко. А он вообще только что ушел в отпуск и первую половину сентября проведет на отдыхе.
Когда говорят об инфляции - Виктор Христенко вроде как и ни при чем. Спорят Кудрин, Греф и глава Центробанка Сергей Игнатьев. А получается, что сейчас именно от отсутствующего на работе Виктора Христенко зависит, что будет с ростом цен в целом по стране. В этой ситуации конфликт внутри правительства, похоже, неизбежен.
Если возникнет дискуссия - вводить мораторий или нет - чиновники Минпромэнерго вполне резонно могут ответить, что рецидив с мораторием может серьезно подорвать инвестиционный климат в стране. Ну как вести бизнес в стране, если свободные цены в ней регулярно сначала морозят, а потом размораживают?! Это будет свидетельствовать о слабости экономической политики. Такие доводы уже сейчас часто звучат в правительственных кабинетах. Антимонопольные органы тоже не помогут - их опыт борьбы со сговорами нефтяников пока что ничего хорошего не принес.
В итоге - критическая ситуация. В августе и в Минэкономразвития, и в Центробанке клятвенно обещали дефляцию (падение цен) в размере 0,1%. Такой оптимизм, естественно, не разделяет ни один независимый экономист. Дефляции не будет именно из-за бензина и цен на новый урожай, повторяют эксперты. Потому что дорожающий бензин автоматически двигает цены буквально на все: общественный транспорт, продукты питания, цены на недвижимость. Чашка кофе в ближайшей кофейне тоже дорожает, потому что кофе привозят на машине.
Сейчас чиновники отчаянно спорят: нужен или нет новый мораторий на повышение цен. Государственный советник по экономическим вопросам Минпромэнерго Юрий Плакиткин рассказал, что это решение может быть принято уже в ближайшее время. "Но что в итоге изменится?! Правительство выполнит свою задачу, удержит инфляцию, но на следующий год повторится все снова, - негодует он - Вопрос надо решать кардинально".
Но выход есть. Удивительно, но цены на топливо в России все же "прислушиваются" к заявлениям властей. Стоит кому-нибудь из правительства обрушиться с критикой на нефтяников, как цены "пугаются" и начинают припадать. Но ненадолго. "Первые две недели августа оптовая цена выросла в среднем на 1000 рублей за тонну. А вот с 21 по 25 августа цены выросли лишь на 200-300 рублей. К тому же цена на свободном рынке на сентябрь осталась на том же уровне, что и в августе", - говорит Людмила Лурье, ведущий специалист информационного центра "КОРТЕС".
В Минпромэнерго очень осторожно - если не сказать, загадочно - говорят о возможности нового моратория. "Импульс, связанный со стабилизацией цен на топливо, который был дан в прошлом году, еще не угас. Теперь нужно подумать, как закрепить его на законодательном уровне", - заявили в Минпромэнерго.
Это ли не явный сигнал, что мораторий будет?! Нефтяники, естественно, против. Хотя моратория не боятся. "Все может быть, - философски заметили в "ЛУКОЙЛе". - Проблема в том, что правительство не выполнило ни одного пункта из тех предложений, о которых мы просили". В самих профильных министерствах даже не пытаются оправдаться. "Ну что мы скажем нефтяникам?! - возмущается высокопоставленный чиновник в одном из министерств. - Что мы не выполнили своих обещаний, но, ребята, пожалуйста, поверьте нам в последний раз?! А кроме того, такие вопросы решаются не одним МЭРТом или Минпромэнерго. Сюда надо подключать и Минфин, и Министерство природных ресурсов, и Федеральную антимонопольную службу."
Действительно, нефтяники просили и Германа Грефа, и Виктора Христенко о многом. Например, отвязать НДПИ от уровня мировых цен на нефть, установить дифференцированный налог на разные марки бензина, чтобы стимулировать производство бензинов с высоким октановым числом. Наконец, заняться проблемой стареющих нефтеперерабатывающих заводов, которые выпускают больше мазута, чем автомобильного бензина.
Комментарии