Конфереция

Чиновники пытаются снизить цены на бензин административными методами

Власти российских регионов начинают уговаривать владельцев автозаправок заморозить или даже снизить цены на бензин, пишет "Коммерсантъ". C 25 августа в Красноярском крае большая часть АЗС "добровольно" снизит цену бензина Аи-92 на 30 коп., до 18,9 руб. за литр. Аналогичные переговоры идут еще как минимум в двух регионах - Волгоградской и Саратовской областях. Издание опасается, что региональные инициативы могут спровоцировать на повторение прошлогоднего моратория и федеральные власти.
Напомним, что после скачка цен на бензин в июле (в среднем, на 4,3% в рознице) и августе (3,2% за первые две недели) министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что правительство "вправе потребовать от нефтяников реализации договоренностей о динамике роста цен". За год бензин не должен подорожать больше чем на 9%, иначе им грозит антимонопольное расследование, отметил Греф. Он напомнил, что в прошлом году чиновники договорились с нефтяниками о том, что цены на бензин не будут расти быстрее инфляции (прогноз на этот год - 9%). Июльский рывок, по словам Грефа, ставит выполнение договоренностей под сомнение.
Комментируя прогнозы некоторых аналитиков, что бензин АИ-92 будет стоить 22 рубля, глава МЭРТ выразил уверенность, что этого не случится, и правительство сумеет "удержать ситуацию на рынке нефтепродуктов". Он признал, что для повышения розничных цен есть объективные причины, а именно - повышение оптовых цен на этот вид топлива и подорожание нефти на внешнем рынке.
Однако борьбу с ростом цен на топливо было предложено начать не с "объективных", а с "субъективных" причин, таких, как монополизация рынка. "У нас на рынках есть монополисты, в том числе и на этом рынке, - заявил 20 августа вице-премьер РФ Александр Жуков. - И здесь государство должно более активно бороться с монополистами, с тем, чтобы не допускать необоснованный рост цен на бензин". А премьер-министр страны Михаил Фрадков прямо сказал о том, что антимонопольной службе следует активизироваться для "нормализации" ситуации на рынке нефтепродуктов.
Эти заявления встревожили участников топливного рынка, высказавших предположение, что может повториться история с прошлогодним мораторием.
В сентябре 2005 г. руководители крупнейших нефтяных компаний - "Лукойла", ТНК-BP, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" - после встречи с министром энергетики и промышленности Виктором Христенко пообещали не повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке до конца года.
Решить проблему роста внутренних цен на топливо это не помогло: уже с января цены снова поползли вверх. Однако ценники на бензоколонках (с начала года по 11 августа литр А-80 подорожал в рознице на 6,5%, А-92 - на 7,3%, А-95 - на 7,1%, дизтопливо - на 5,4%) до недавних пор значительно отставали как от роста оптовых цен (с начала года по 11 августа - на 22-37% в зависимости от вида топлива), так и от темпов инфляции. Так как такая ситуация прямо сказывалась на рентабельности работы АЗС, июльское повышение цен для специалистов сюрпризом не стало.
"Быстрый рост розничных бензиновых цен сейчас уже может быть объясним безо всякого "сговора" нефтяных компаний: он ранее существенно отставал от уровня инфляции, - отмечал "Коммерсантъ". - ...Темпы роста розничных цен на бензин всего лишь догнали текущую инфляцию, оба показателя с января выросли на 6,9%".
Издание добавляет, что даже при выполнении "критерия Грефа" (9%-ый рост цен) бензин к концу года подорожает примерно до 20,7 руб. за литр Аи-95, пробив психологически важный уровень 20 руб. за литр. В Москве это уже происходит - на некоторых АЗС этот рубеж уже преодолен.
Более того, мораторий не только не решит проблемы подорожания топлива, ни и вызовет новые: как отмечают предприниматели, временная "заморозка" цен приводит к их скачкообразному повышению впоследствии, что значительно затрудняет планирование расходов на горюче-смазочные материалы в бизнесе.
Специалисты полагают, что в нынешней ситуации следовало бы сосредоточиться на системных мерах воздействия на рынок.
Отчасти такие меры уже принимаются. Так, с 20 августа вступили в силу рекордно высокие пошлины на экспорт нефтепродуктов из России, которые, по мнению чиновников, должны замедлить рост внутренних цен на бензин в России.
Многие оценили этот шаг позитивно, однако звучали и сомнения в его эффективности. Так, по мнению члена Генсовета партии "Единая Россия", представителя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Буренина, с нефтью на внутреннем рынке проблем особых нет, пошлины на нефть и так достаточно высокие. "Вопрос в том, что нефти на внутреннем рынке нет, едва ли стоит. В основном повышение цен, с одной стороны, связано со структурой затрат, когда растут общепроизводственные расходы. С другой стороны, с тем, что существует НДПИ, который привязан к внешней цене на нефть и, соответственно, действует и на внешний, и на внутренний рынки, но в зависимости от рынка внешнего. Там цена растет, соответственно НДПИ вкладывается и в ту горючку, которая идет на внутренний рынок", - полагает Буренин.
Проблема монополизации рынка, по его мнению, также существует, однако необходимо учитывать и цикличность спроса на нефтепродукты. "Ежегодно цены повышаются перед осенью в связи с повышением спроса. Правительство реагирует, когда они уже реально повысились. Это вызывает некое недоумение, поскольку и так понятно, что с темой нужно работать заранее и смотреть топливные балансы", - говорит депутат.
О том, что без отвязки НДПИ от мировых цен на нефть снижения стоимости бензина вряд ли добиться, говорят и сами нефтяники. От увеличения цен на нефть выигрывает в первую очередь государство, ведь при цене выше $27 за баррель более 90% выручки получает бюджет, напоминал руководитель отдела по связям с инвесторами "Лукойла" Геннадий Красовский. В 2005 г. выручка его компании выросла на 60%, а налоги - на 100% до $20 млрд, подчеркнул он. Это ведет к снижению рентабельности бизнеса - 14% в прошлом году по сравнению с 35-40% в 2000 г. "Налоговые ставки зависят от мировых цен на нефть, которые растут уже несколько лет, а значит, дорожает и бензин. Так что, если правительство хочет, чтобы нефтепродукты подешевели, ему нужно отвязать налоги от мировых цен", - заключил Красовский.
Специалисты опасаются, что если нефтяники все же согласятся заморозить в очередной раз цены, проиграть от этого могут независимые бензоторговцы. Так, в конце 2004 г. "Лукойл" пообещал президенту Владимиру Путину снизить цены на своих заправках на 5%. Компания держала цены до мая 2005 г., но продолжала увеличивать оптовые. Это поставило на грань выживания независимых торговцев бензином, которые не могли работать с такой низкой маржей. Торговцы пожаловались на "Лукойл" в ФАС, и от моратория пришлось отказаться.
При этом, как полагает "Коммерсантъ", "даже директивное замораживание цен на топливо уже не компенсирует влияния их на инфляцию: августовский рост бензиновых цен будет вносить вклад в нее в течение нескольких месяцев".
Как резюмирует журнал "Эксперт", ждать нормализации на рынке без изменения системы налогообложения нефтяных компаний, модернизации отечественных НПЗ (сейчас они большей частью ориентированы на продукты неглубокой переработки) и демонополизации рынка нефтепродуктов не стоит. Словом, "заморозкой" не обойтись.
Комментарии