Конфереция

Эксперты прогнозируют очередной скачок цен на бензин в середине сентября

Значительное подорожание бензина вновь привлекло всеобщее внимание. Впрочем, рост стоимости топлива только в августе догнал темпы инфляции. Однако эксперты предвещают еще больший скачок цен в середине сентября, после чего вслед за спадом спроса застынут и цифры на ценниках возле автозаправок.
Ко всему хорошему быстро привыкаешь. И за первые месяцы 2006 года российские автолюбители успели привыкнуть, что ценники на автозаправках стоят на месте. Однако в летние месяцы ситуация резко изменилась - бензин начал заметно дорожать. Розничные цены на моторное топливо существенно отстали от общих темпов инфляции, и теперь лишь наверстывают упущенное. На то, что скачок все-таки произойдет, указывал тот факт, что оптовые цены с начала года по 18 августа выросли на 23-38% в зависимости от марки топлива. Естественно, опт потянул за собой и розницу. По официальным данным, с начала года по середину августа литр АИ-80 подорожал в рознице на 6,8%, АИ-92 - на 7,7%, АИ-95 - на 7,1%, дизтопливо - на 5,5%. Тем не менее, потребителям следует быть готовыми к тому, что в ближайшее время рост цен продолжится.
На прошлой неделе на заседании правительства проблема стоимости топлива обсуждалась отдельно. При этом обсуждение разворачивалось почти по прошлогоднему сценарию. Напомним, что в сентябре 2005 года руководители крупнейших нефтяных компаний - "Лукойла", ТНК-BP, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" получили от министра энергетики и промышленности Виктора Христенко указание не повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке до конца года. На этот раз от лица правительства основным выступающим был глава МЭРТа Герман Греф, который фактически рекомендовал нефтяникам заморозить цены. Более того, премьер-министр Михаил Фрадков все разговоры и прогнозы относительно дальнейшего повышения розничных цен, которые были озвучены на заседании представителями компаний и топливных союзов, охарактеризовал почти как провокацию. А глава Федеральной монопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев полагает, что подобные высказывания со стороны бизнеса дестабилизируют ситуацию на рынке и в экономике в целом и, вообще, свидетельствуют о наличии монопольного сговора.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко отметил, что "в начале года президент "Лукойла" Вагит Алекперов выступил с прогнозом, что рост цен на бензин будет не большим, чем годичный уровень инфляции, то есть в пределах 10%. Но после того, как некоторые недавние прогнозы и комментарии были столь негативно расценены в правительстве, вновь их давать - означало бы выступить против "генеральной линии партии". Вместе с тем Григорий Сергиенко заявил, что нынешний скачок был закономерен и связан с несколькими причинами, о которых всем хорошо известно. "Цены вывел из равновесия отложенный рост инфляции, а также рост НДПИ, таможенной пошлины (которая не зависит ни от чьей воли) и некоторые другие факторы. Но дефицита бензина нет и не будет, так как его объем, поставляемый на внутренний рынок, растет. Сейчас по ряду причин компаниям выгоднее поставлять топливо на внутренний рынок, чем гнать его за рубеж. По прибыльности внутренний рынок сейчас предпочтительней", - отметил Григорий Сергиенко.
Вместе с тем, он выразил свое отрицательное отношение к политике кабинета министров в сфере налогообложения и регулирования топливной отрасли. "Третий год подряд происходит одно и то же: когда рост цен начинает донимать - начинаются заявления. Но для того, чтобы ситуация поменялась радикально, в правительстве мало что сделали, и на изменения к лучшему расчет не очень большой. Налоговая система несколько изменится с 1 января этого года, но это не может отразиться на ценах в этом году. Да, введение дифференциации НДПИ отчасти принесет положительный эффект, но расчет НДПИ будет делаться по очень небольшому количеству источников, так что изменения будут очень незначительные", - подытожил Григорий Сергиенко.
Вместе с тем, эксперты полагают, что быстрый рост бензиновых цен продолжится не позднее сентября. После этого, когда вследствие окончания летнего автомобильного сезона потребление начнет падать, замедлится и подорожание бензина. Сейчас, по данным Московской топливной ассоциации, в столичном регионе средневзвешенная цена на дизельное топливо составляет 17,47 рубля за литр, а АИ-80, АИ-92 и АИ-95 стоят 16,25, 18,73 и 19,77 рублей за литр соответственно. Если верить озвученному 8 августа прогнозу президента МТА Евгения Аркуши, с начала года до конца декабря среднее увеличение цены за литр условного топлива составит два рубля и достигнет примерно 20,5-21 рубля за литр. Пика подорожания осталось ждать уже совсем недолго, а после того, как он пройдет, цены будут меняться более плавно.
Комментарии