Конфереция

Рост цен на бензин в России не остановить: оптовые и розничные цены достигнут пика в сентябре

Бензин в России продолжает дорожать. Уже сейчас литр бензина марки Аи-92 в среднем стоит 18-19 рублей, а литр 95-го - около 20 рублей. Плавный рост цен с начала года сменился резким скачком. Только в Москве за три недели августа цены выросли более чем на 5%: АИ-92 - на 5,5%, АИ-95 - на 5,4%. По данным мониторинга Московской топливной ассоциации (МТА), в настоящее время средняя цена Аи-92 на автозаправках столицы достигла 18,73 руб./л, Аи-95 - 19,77 руб./л.
При этом в августе каждую неделю высокооктановый бензин дорожал в среднем более чем на 30 копеек за литр. Цены на АИ-80 с начала месяца поднялись на 3,3% - до 16,25 руб./л, на дизельное топливо - на 1,7%, до 17,47 руб./л. И это при том, что с конца декабря прошлого года цены на Аи-92 и Аи-95 выросли всего на 7%, на Аи-80 - на 4,3%, на дизельное топливо - на 4%. Подобная ситуация наблюдается и в других городах. По прогнозу МТА, оптовые и розничные цены на топливо достигнут своего пика в сентябре.
Очередной виток "топливной инфляции" объясняется совокупностью ряда факторов: летним сезоном, всегда сопровождающимся большим числом автомобилей на дорогах, началом сельскохозяйственных работ по уборке урожая, дефицитом топливном рынке. Но, как правило, все это не приводит к долгосрочному роста цен: пройдя пик, цены обычно "успокаиваются", и, если и растут, то не так резко, не опережая рост потребительских цен в стране.
Однако в этом году, по мнению экспертов, ситуация может сложиться иначе. Как завил депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, цены на бензин продолжат расти весьма быстрыми темпами и к середине 2007 года достигнут 35 руб./л на АИ-95, что вполне соответствует европейским ценам, где за литр приходится выложить не меньше 1 евро. При этом не стоит забывать, что доходы граждан ЕС несоизмеримо выше, чем у россиян.
Истинные причины сложившейся ситуации - в плохом состоянии отечественного нефтеперерабатывающего комплекса, нежелании нефтяных компаний в него инвестировать, а также отсутствии конкуренции на рынке и пассивной позиции правительства. Помелкин раскритиковал прогноз главы Минэкономразвития Германа Грефа, согласно которому рост цен на бензин не превысит запланированной инфляции в 9%. По мнению парламентария, это фактически заморозка цен, и вряд ли такой прогноз сбудется. "Скорее всего, бензин будет дорожать быстрее", - убежден Похмелкин.
Он считает целесообразным повышать экспортные пошлины на нефть, чтобы сократить дефицит топлива на внутреннем рынке, а также предоставить нефтянкам налоговые преференции в обмен на их инвестиции в нефтепереработку. Стоит отметить, что пошлины на экспорт нефтепродуктов в России повышаются регулярно. Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает подобный шаг эффективной мерой борьбы с топливным дефицитом внутри страны. Кстати, после очередного повышения пошлин 1 августа цены на бензин как раз начали расти как на дрожжах. С 20 августа правительство снова повысило экспортные пошлины до нового рекордного уровня -$158,1 за тонну. Аналитики считают, что эта мера может помочь властям какое-то время сдерживать цены на бензин. Напомним, что в ценообразовании на нефтепродукты в России НК ориентируются на экспортные цены на нефть, точнее - на цены минус таможенные платежи. В связи с этим действенным методом против роста цен на нефтепродукты является таможенное регулирование. Вероятно, пошлины и дальше будут повышаться. Кроме того, по мнению аналитиков, вероятна активизация антимонопольного ведомства на нефтяном рынке.
Правительство обещает, что по итогам года цены на бензин АИ-92 не превысят 22 руб./л. Греф в этом не сомневается. На последнем заседании кабинета министров он заявил, что при согласованных действиях ситуацию на рынке нефтепродуктов можно будет контролировать, не прибегая к антимонопольной службе. Со своей стороны, премьер-министр Михаил Фрадков призвал жестче относиться к лицам, спекулирующим на теме роста цен на нефтепродукты.
Греф предлагает собрать еще одно заседание с участием руководства Минпромэнерго и представителей крупнейших НК, наподобие состоявшегося осенью прошлого года. Тогда министр промышленности и энергетики Виктор Христенко поручил нефтяникам заморозить цены до конца года, и это сработало. Но, как считает Похмелкин, "чем чаще такой способ будет применяться, тем ниже будет его эффективность.
Фрадков убежден, что все разговоры и прогнозы относительно дальнейшего повышения розничных цен со стороны бизнеса - это практически провокация. С ним солидарен глава Федеральной монопольной службы Игорь Артемьев, по мнению которого подобные высказывания представителей НК дестабилизируют ситуацию на рынке и могут свидетельствовать о наличии монопольного сговора.
Проблема роста цен на ГСМ волнует всех. Глава Минсельхоза Алексей Гордеев попросил у Фрадкова дать поручения на выплату компенсаций сельхозпроизводителям в связи с постоянным подорожанием бензина. К этому же призвал и вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, который от лица депутатского корпуса заявил, что если в бюджете-2007 таких компенсаций предусмотрено не будет, парламентарии будут требовать, чтобы они появились. Озаботился "бензиновой" проблемой и Сергей Миронов, который считает, что обещанные 22 рубля за литр - "не достижение", и правительство должно предпринять меры, чтобы снизить цены до 12-15 руб. Идея, конечно, хорошая, но вряд ли такое возможно. В новейшей российской истории, если и наблюдалось значительное снижение цен, то только на рынке сотовой связи.
Пока же бензин подешевел в Красноярске. С сегодняшнего дня литр АИ-92 там стоит на 30 копеек дешевле - 18,90. Такое решение было принято накануне на совещании краевых и городских властей с владельцами местных АЗС. "Это решение владельцы АЗС приняли добровольно", - сообщил по итогам совещания заместитель губернатора края Виталий Бобров. Возможно, этому примеру последуют и другие субъекты Федерации и областные центры.
Но ситуацию это не меняет. Как считает глава Российского топливного союза Георгий Сергиенко, "правительство не приняло пока никаких решительных мер, чтобы ее исправить". "Налоговая система несколько изменится с 1 января этого года, но это не может отразиться на ценах в этом году. Да, введение дифференциации НДПИ отчасти принесет положительный эффект, но расчет НДПИ будет делаться по очень небольшому количеству источников, так что изменения будут очень незначительные", - отметил он.
Комментарии