Конфереция

Динамика увеличения розничных цен на топливо догнала уровень инфляции

Динамика увеличения розничных цен на автомобильное топливо догнала уровень инфляции: с начала года, по данным Росстата, оба параметра увеличились ровно на 7%. Причем цены на бензин резко вырвались в последние два месяца, в августе они выросли на 3,2%, тогда как за январь-июль- всего на 3,7%. По мнению участников российского топливного рынка, стоимость бензина такими темпами может расти до середины сентября, когда сезонный пик спроса на горючее упадет. Однако, скорее всего, такого не случится: если динамика топливных цен превысит уровень инфляции, правительство сделает нефтяным компаниям "предложение, от которого невозможно отказаться". Его параметры на прошлой неделе уже озвучил министр экономического развития и торговли Герман Греф: рост цен по итогам года не должен превышать темпов инфляции, то есть 9%.
Резкий рост оптовых цен на бензин специалисты топливной отрасли объясняют тем, что нефтяники компенсируют рост НДПИ (размер этого налога привязан к мировой цене на нефть), повышая цены на внутреннем рынке. И это автоматически ведет к росту стоимости розницы. За неделю средняя по России стоимость бензина Аи-92 выросла на 30 коп. - с 17 руб. 81 коп. до 18 руб. 10 коп. Причем, как говорят специалисты, такими темпами бензин будет расти еще около месяца.
Если, конечно, это допустит кабинет министров. "Когда цены на бензин обгонят инфляцию, правительство опять соберет нефтяников, и будет объявлен мораторий. А потом все пойдет по сценарию 2005 года: к зиме оптовые цены снизятся, розница будет стоять, так что все останутся при своих",- говорит источник в российском топливном сообществе.
Аналитики поддерживают введение моратория, которое считают весьма вероятным. "Нефтяным компаниям порекомендуют внимательней присматриваться к макроэкономическим параметрам, быть социально ответственными. Но ведь стоимость горючего на внутрироссийском рынке растет из-за того, что существует олигополия: конкуренция низкая, компании одновременно повышают цены на бензин. Так что в краткосрочной перспективе действительно лучше договариваться о темпах роста цен, а в долгосрочной - развивать конкуренцию",- считает аналитик Газпромбанка Михаил Зак.
Проект подобного конкурентного механизма существует уже несколько лет: национальная нефтяная биржа, где в перспективе станут торговать и нефтепродуктами. Эта площадка, по словам Германа Грефа, должна быть запущена уже во втором полугодии 2006 года.
Комментарии