Конфереция

Комитет экономического развития Петербурга обсудил с топливными операторами схему размещения АЗС на территории города

Карта Петербурга
На днях в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли состоялось заседание, на повестке дня которого стоял вопрос разработки схемы размещения автозаправочных станций на территории Санкт-Петербурга на период до 2010 года. Об этом Au92 сообщил президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. Заседание проходило в рамках утвержденного постановлением правительства города N 1420 от 27 сентября 2005 года плана мероприятий по развитию потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2005-2007 годы. На заседании присутствовали члены Нефтяного клуба: ЗАО "Петербургская топливная компания", ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт", ЗАО "Несте Санкт-Петербург", ООО "Башсервис", ООО "Русланд", также другие топливные операторы города - ООО "Шелл", ООО "Юкос-Ладога", ООО "Фаэтон-Аэро" и ЗАО "ТНК-ВР".
Топливные операторы и чиновники обсуждали вопрос, нужна ли компаниям, работающим сегодня на городском бензиновом рынке, такая схема. По словам Олега Ашихмина, участники заседания пришли к мнению, что такая схема нужна. Однако ее принятие должно исходить не от бизнеса, а от потребителя. Исходя из принципа разумной достаточности, насыщенности на сегодняшний день районов заправками, а также принципа экологии, необходимо ответить на следующий вопрос: какое количество автозаправочных станций необходимо сегодня потребителю?
Напомним, что вопрос принятия схемы размещения АЗС обсуждается с 2002 года. Более того, в том же году Комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле обратился в Институт проблем транспорта РАН с заказом на разработку схемы размещения АЗС в Санкт-Петербурге. В результате была создана методика "Обоснование рационального размещения автозаправочных станций в Санкт-Петербурге" (2003 г.). Методика была разработана по техническому заданию, утвержденному Комитетом. Составителем технического задания выступил "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" совместно со специалистами Комитета. Согласно техническому заданию, нормативы размещения автозаправочных станций рассчитывались с учетом объемов моторного топлива, потребляемого в Санкт-Петербурге, количества зарегистрированного в городе автотранспорта, а также автомобилей, проезжающих северную столицу транзитом. В рамках подготовки методики размещения АЗС был проведен анализ существующих транспортных магистралей по интенсивности движения, видам транспорта, оснащенности автозаправочных станций. По результатам анализа был разработан порядок расчета параметров транспортной сети, расчета годовой реализации топлива автозаправочными станциями и, собственно, порядок расчета параметров автозаправочной станции в зависимости от конкретного расположения АЗС каждом районе, в зависимости от зоны обслуживания данной АЗС и от количества владельцев транспорта и автопредприятий района.
Планировалось, что реализация размещения схемы АЗС в соответствии с разработанной схемой будет проходить в два этапа: в период до 2005 года и еще в течение пяти лет до 2010 года включительно. Однако КЭРППиТ принял решение не использовать данную методику в связи с тем, что бюджетом города не было предусмотрено финансирование работы по созданию схемы размещения АЗС в Санкт-Петербурге, а планом мероприятий Комитета - ее выполнение. Тем не менее серьезная методологическая работа была проведена, и все разработки трехлетней давности вполне могут использоваться при разработке необходимой документации сегодня. Это подтверждает и Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга. В июле 2006 года Комитет направил письмо в Нефтяной клуб, в котором поддержал инициативу клуба по разработке схемы размещения автозаправочных станций на территории Санкт-Петербурга.
В ходе обсуждения участники недавнего заседания пришли к мнению о необходимости не только схемы по размещению автозаправочных станций, но и в целом освоения "депрессивных" городских территорий, в которых отсутствует развитая инфраструктура, а бизнес не хочет инвестировать средства в отдельные объекты. В связи с этим участниками собрания было внесено предложение о выделении в "депрессивных" районах города земельных участков на срок 49 лет для строительства комплексов, совмещающих в себе магазин "шаговой доступности", автомойку, АЗС, общественный туалет. Такие земельные участки также будут распределяться через торги Фонда имущества города. Кроме того, все участники собрания согласились с мнением о необходимости проведения научно-изыскательной работы, которая даст ответ о потребности населения в определенном количестве автозаправочных станций на территории Санкт-Петербурга.
По словам Олега Ашихмина, сейчас слово за экономическим комитетом. Нефтяной клуб Санкт-Петербурга в настоящий момент готовит письмо на имя губернатора, в котором информирует главу города о проведении заседания, и просит при разработке схемы включить представителей Нефтяного клуба в рабочую группу. По мнению Олега Ашихмина, принятая схема размещения АЗС не должна ограничивать количество станций, она должна определить их минимальное количество, необходимое для обеспечения жизнедеятельности того или иного района. "Принятая схема будет корректироваться, исходя из строительства новых магистралей, кольцевой дороги и т.д., которые будут по-новому координировать транспортные потоки, соответственно и схема будет меняться", - сообщил Олег Ашихмин.
Теперь Нефтяной клуб подготовит новое техническое задание, которое должно пройти утверждение на Строительной комиссии городской Администрации. После чего последует ряд согласований с: Комитетом по строительству, Комитетом по градостроительству и архитектуре, территориальными управлениями административных районов, Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Разработчик схемы будет определен в ходе открытого конкурса. Претенденты: Институт проблем транспорта Российской академии наук, Всероссийский научно - исследовательский институт транспортного машиностроения, Автомобильно-дорожный институт и Военная академия тыла и транспорта.

Комментарии участников заседания

Николай Архипов, заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли

- Схема размещения АЗС должна определить для потребителя стандарты проживания, чтобы в тех "депрессивных" районах города, в которых на сегодняшний день нет автозаправочных станций, их количество было доведено до необходимого уровня. Здесь учитывается много факторов, прежде всего, экология. Участники топливного рынка сами будут формировать техническое задание, поскольку, чтобы ориентироваться в этих вопросах, должна быть отраслевая специфика. Наш комитет с этим техническим заданием выйдет непосредственно на городской заказ, будет объявлен тендер. Тот институт или та фирма, которая выиграет тендер, будет подготавливать необходимый проект. Для начала, необходимо определить "депрессивные" зоны. Например, в Европе или Америке где-то на 2000 жителей одна АЗС. У нас в городе одна станция на 60000 жителей. Рано или поздно все компании перейдут на международные стандарты обслуживания потребителей - на всех станциях будут предлагаться одни и те же услуги, ценообразование будет не сильно отличаться, и поэтому, сами топливные операторы должны сформировать программу, выбрать те зоны, где на сегодняшний день не хватает заправок и принять какое-то решение. Весь бизнес идет в сторону укрупнения, это экономические моменты, через которые прошел весь мир. Серьезные операторы заинтересованы в качестве обслуживания, в экологической составляющей, в продаже качественного топлива. Операторы между собой могут распределить непосредственно те микрорайоны, которые им интересны с т.зр. логистики. Потому что вся финансовая составляющая, себестоимость продукта, который предоставляется потребителям, в первую очередь зависит от транспортной составляющей. Что касается схемы размещения АЗС или других методик, я считаю, что все разработки тех или иных правовых или нормативных актов, в первую очередь, должны происходить от бизнеса. Бизнес говорит как лучше для него, а мы уже оцениваем экономическую составляющую для города. Но, говоря об автозаправочных станциях, необходимо предварительно провести научно-исследовательскую работу, а уже потом проводить какое-то распределение между операторами рынка. Подготовительная научно-исследовательская работа будет проводится в пределах 3 месяцев. Думаю, что к новому году мы придем к общему знаменателю.

Павел Баруков, заместитель генерального директора ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"

- Как таковой схемы размещения АЗС не будет. На заседании участники договорились о том, что экономический комитет должен выработать некие стандарты проживания в части общей инфраструктуры района - магазины, общественные туалеты, АЗС. Поэтому, суть не в том, чтобы схему рисовать, а в том что бы определить стандарт проживания в городе Санкт-Петербурге. В комитете определены некие стандарты в части магазинов, к примеру, на 1000 жителей нужно 2 магазина, 8 туалетов и т.д.. А вот про АЗС ничего не сказано, поэтому такой стандарт надо установить. Но это не означает, что на одном месте должны стоять туалет, магазин и заправка. Объекты могут быть как угодно расположены в зависимости от конкретной ситуации в каждом "депрессивном" районе или микрорайоне. Просто в комитете должны точно сказать, что вот в этом микрорайоне согласно нашим стандартам для города Санкт-Петербурга хорошо бы иметь одну заправочную станцию, или две, или восемь. А дальше уже другие комитеты должны изыскивать земельные и прочие ресурсы, где эти объекты размещать. Но это научный труд, необходимо сформулировать техническое задание, которое по конкурсу будет выполнять проектный институт.

Андрей Арзамасцев, генеральный директор ООО "Шелл АЗС"

- Я озвучил на заседании нашу позицию, что основная задача схемы размещения АЗС - это определение минимального количества станций, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить спрос растущих районов, спрос потребителей с растущими доходами, растущим автопарком, домами, гаражами и т.д. Если такая схема позволит нам всем удовлетворить запросы наших покупателей, мы, конечно, за такую схему. Но она не должна ограничивать конкуренцию. Мне кажется, что здоровая конкуренция и просто рынок сами себя регулирует - с одной стороны. С другой стороны, государство, как участник рынка, имеет свои цели, защищая интересы своих граждан. Сегодня участки получают те, кто может выполнить финансовые требования города. И тех, кто может это сделать, не так много на сегодняшний день. Но если смотреть с точки зрения горожан - нравиться ли это им? Например, я привык к каким-то определенным маркам, сортам, у меня есть желание выбрать. Если мне что-то не понравится, у меня должна быть возможность поменять это. А что касается заправочных станций, то одна станция на микрорайон, особенно в центральной части города, лишает возможности выбора. Не позволяют нам предложить покупателям здоровую конкуренцию, выбор. Это, конечно, печалит.
Комментарии