Бензин не должен дорожать больше чем на 9% в год - Герман Греф

Нефтяные компании слишком быстро меняют ценники на АЗС, решили чиновники. За год бензин не должен подорожать больше чем на 9%, иначе им грозит антимонопольное расследование, заявил вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Вчера на заседании правительства Греф припомнил нефтяникам историю годичной давности. В сентябре 2005 г. руководители крупнейших нефтяных компаний - 'Лукойла', ТНК-BP, 'Роснефти', 'Сибнефти', 'Сургутнефтегаза' и 'Татнефти' - после встречи с министром энергетики и промышленности Виктором Христенко пообещали не повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке до конца года. А с января цены снова поползли вверх. Но если оптовые расценки росли быстро (с начала года по 11 августа - на 22-37% в зависимости от вида топлива), то ценники на бензоколонках практически не менялись до июля. Но после того как в июле цена на нефть скакнула более чем на 14%, эксперты заговорили о скором взлете цен на бензин как о деле решенном.
Это не на шутку испугало чиновников. 'Мы вправе потребовать от нефтяников реализации договоренностей о динамике роста цен', - заявил вчера Греф и предложил Минпромэнерго еще раз обсудить с нефтяниками цены на топливо. А премьер-министр Михаил Фрадков посоветовал чиновникам действовать 'жестче', а антимонопольной службе - активизироваться для 'нормализации' ситуации на рынке нефтепродуктов.
В прошлом году чиновники договорились с нефтяниками, что цены на бензин не будут расти быстрее инфляции (прогноз на этот год - 9%), напомнил Греф. Пока нефтяники в эти рамки укладываются. С начала года по 11 августа литр А-80 подорожал в рознице на 6,5%, А-92 - на 7,3%, А-95 - на 7,1%, дизтопливо - на 5,4%. Но июльский рывок - в среднем, по словам Грефа, на 4,3% в рознице - ставит выполнение договоренностей под сомнение.
Пока все идет к повторению прошлогодней истории, отмечает участник московского топливного рынка: 'Они [нефтяные компании] сейчас поднимут цены, а потом, в сентябре, накануне сезонного спада, пообещают правительству заморозить их. Но цены в это время и так не поднялись бы, а возможно, и начали бы снижаться'.
Топливо уже стоит достаточно дорого и сезонный спрос скоро пойдет на спад, соглашается аналитик информационно-аналитического центра 'Кортес' Людмила Лурье, да и вчерашний окрик правительства и те, что еще последуют, вероятно, подействуют на нефтяные компании. 'Исходя из всего этого розничные цены к концу года могут уложиться в рекомендуемые 9%', - заключает она. Верит в это и замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Он сомневается, что в этот раз понадобится мораторий, подчеркивая, что 'нефтяники должны понимать озабоченность правительства'.
Чиновники сами вносят большой вклад в рост бензиновых цен, уверены нефтяники. От увеличения цен на нефть выигрывает в первую очередь государство, ведь при цене выше $27 за баррель более 90% выручки получает бюджет, напоминает руководитель отдела по связям с инвесторами 'Лукойла' Геннадий Красовский. В 2005 г. выручка его компании выросла на 60%, а налоги - на 100% до $20 млрд, подчеркивает он. Это ведет к снижению рентабельности бизнеса - 14% в прошлом году по сравнению с 35-40% в 2000 г. 'Налоговые ставки зависят от мировых цен на нефть, которые растут уже несколько лет, а значит, дорожает и бензин. Так что, если правительство хочет, чтобы нефтепродукты подешевели, ему нужно отвязать налоги от мировых цен', - заключает Красовский. Возможность замораживания цен 'Лукойлом' он обсуждать не стал. Представитель другой крупной нефтяной компании уверен, что, если правительство об этом попросит, нефтяники не посмеют отказать. Проиграть от этого могут независимые бензоторговцы, сокрушается представитель одной из таких сетей АЗС. В конце 2004 г. 'Лукойл' пообещал президенту Владимиру Путину снизить цены на своих заправках на 5%. Компания держала цены до мая 2005 г., но продолжала увеличивать оптовые. Это поставило на грань выживания независимых торговцев бензином, которые не могли работать с такой низкой маржей. Торговцы пожаловались на 'Лукойл' в ФАС, и от моратория пришлось отказаться.
Комментарии