Конфереция

ФАС рекомендует не давать участки под АЗС монополистам бензинового рынка

Федеральная антимонопольная служба придумала новый способ борьбы с диктатом нефтяных компаний на розничном рынке моторного топлива. Она рекомендовала регионам не давать земли под АЗС тем компаниям, которые и так занимают доминирующее положение на местном рынке. В эффективность этой меры эксперты не верят.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена инициировать введение законодательного запрета регионам выделять земельные участки под строительство АЗС компаниям с доминирующим положением на рынке, заявил вчера руководитель этого ведомства Игорь Артемьев. По данным ФАС, сейчас в России примерно в 70 регионах доминируют компании, занимающие более 50% розничного рынка моторного топлива. Это 'очень похоже на территориальный раздел рынков, который запрещен законодательством', цитирует слова Артемьева АКМ.
Начальник управления ФАС по контролю за рынком недвижимости, локальными монополиями и ЖКХ Михаил Евраев отмечает, что еще год назад ФАС разослала рекомендации в регионы о введении аукционного принципа предоставления новых земельных участков под строительство АЗС. В них его ведомство предлагало ограничить участие в торгах компаниям, занимающим доминирующее положение на местном рынке. Артемьев вчера заявил, что ряд регионов последовал этим рекомендациям, а некоторые компании сами согласились обменяться активами, чтобы избежать санкций. Но он не назвал регионы, внявшие советам ФАС, и компании, решившие ограничить свою долю на локальных рынках.
ФАС не ведет такой статистики, оправдывается чиновник ФАС. Такая статистика будет доступна антимонопольному ведомству после внесения поправок в законодательство, говорит Евраев. По его словам, ФАС планирует осенью-зимой внести в правительство поправки в Земельный кодекс, которые ограничат участие компаний-монополистов в аукционах по продаже земли.
В пресс-службе 'Лукойла', который в ближайший год планирует увеличить количество своих АЗС в регионах с 1700 до 2500, 'Ведомостям' сообщили, что поправок ФАС еще не видели. 'У нас многотомная переписка с ФАС', - отмечает представитель 'Лукойла', вспоминая о процессе обжалования 'Лукойлом' в суде постановления ФАС о взыскании с компании штрафа в размере 7 млн руб. из-за нарушений закона 'О конкуренции' в Нижегородской области, в соответствии с которым компания не должна занимать более 35% федерального рынка.
Но эксперты не верят в эффективность предложений ФАС. Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша считает, что запрет на выделение участков под заправки монополистам 'можно легко обойти', выставив на торги аффилированные компании. В этом зачастую заинтересованы власти самих регионов, бюджеты которых зависят от налоговых поступлений нефтяных компаний, поясняет Аркуша. При этом в МТА согласны с оценкой ФАС, что в подавляющем большинстве регионов на рынке АЗС доминирует одна нефтяная компания. По данным МТА, к таким регионам, в частности, относятся Нижегородская, Ярославская, Омская области.
Борьба ФАС с нефтяниками не приведет к снижению цен на бензин, которые напрямую зависят от мировых цен на нефть, считает Аркуша. Он указывает, что в Москве и Санкт-Петербурге на розничном рынке высокая конкуренция, но и бензин дороже, чем в других российских регионах, в том числе и монополизированных.
По данным 'ИнфоТЭК-Консалта', в России действует около 22 000 АЗС, примерно третья часть из них (7300) принадлежит нефтяным компаниям, остальные - независимым владельцам. Свои АЗС есть у всех российских нефтяных компаний, а также у BP, Shell, Neste. Больше всего АЗС у 'Лукойла' (1700), ТНК (около 1000), а также у 'Сибнефти' и 'Роснефти'.
С НЕФТЯНИКАМИ НАДО ДОГОВАРИВАТЬСЯ
Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил вчера на пресс-конференции, что, пока механизм, позволяющий применять санкции к ряду компаний, не занимающих доминирующего положения на рынке, еще не введен, надо продолжать консультации с нефтяными компаниями по поводу ценообразования на нефтепродукты. Он отметил, что внутренние цены обычно повышаются вслед за мировыми, 'а когда должен быть сезонный спад, никто не понижает цены', цитирует его слова 'Интерфакс'.
Комментарии