Конфереция

Новая система распределения земли под АЗС в Петербурге ориентирована на крупные нефтяные компании

Очередной аукцион по продаже участков под автозаправки оказался неудачным. Из 10 лотов продано лишь три, стартовая цена превышена незначительно. Новая система распределения земли под АЗС ориентирована на крупные нефтяные компании, у местных операторов пропало желание строить новые станции, говорят эксперты. В пятницу Фонд имущества Санкт-Петербурга выставил на торги отдельными лотами права аренды 10 участков, предназначенных для строительства АЗС. Торги по семи лотам не состоялись из-за отсутствия претендентов. Один участок на Приморском шоссе с превышением цены в один шаг за $585.000 в год приобрела компания "Шелл АЗС". Участки на Рябовском шоссе по стартовой цене $460.000 в год и на Шафировском проспекте с превышением цены в один шаг за $385.000 достались компании "Развитие территорий". Ее соперником была компания "Фаэтон-Аэро".
После завершения аукциона его организаторы обнаружили, что эти компании договорились между собой, заявил источник в руководстве Фонда имущества Петербурга. По его словам, "Фаэтон-Аэро" и "Развитие территорий" имеют один юридический адрес, их заявки были поданы чуть ли не на одинаковых бланках, одними и теми же людьми, а участки в результате были проданы по стартовой цене или с минимальным превышением в один шаг, утверждает собеседник. Руководитель отдела инвестиций компании "Фаэтон" Андрей Черняк называет "Развитие территорий" дружественной компанией, которая, однако, не аффилирована с "Фаэтоном". По его словам, победитель аукциона уже предложил "Фаэтону" продать купленные на торгах участки.
Компания "Развитие территорий" является независимой фирмой, утверждает ее гендиректор Андрей Верстаков, который также называет себя и единственным учредителем компании. По его словам, фирма зарегистрирована в Петербурге и специализируется на девелопменте территорий.
Организатор торгов недоволен, но ничего не может поделать. "Формально эти компании не связаны, поэтому мы не можем отменить результаты торгов или подать иск", - говорит представитель Фонда имущества.
Обвинять компании в аффилированности можно, если это прослеживается на уровне учредительных документов, а доказать наличие устных соглашений между не связанными между собой компаниями крайне сложно, считает юрист компании Salans Артем Жаворонков. "Не представляю, что Фонд имущества мог бы предпринять в такой ситуации", - говорит он.
На аукцион были выставлены не самые привлекательные участки, так что ожидать роста цен в любом случае не стоило, считают эксперты. Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин констатирует низкий интерес к торгам со стороны участников петербургского топливного рынка. По его словам, на торги была выставлена земля "низкого качества". К тому же в последнее время на рынке появилось очень много участков, замечает он. "Сейчас в городе работает около 330 заправок, за ближайшие два года к ним добавится еще около 150, - говорит Ашихмин. - Это означает, что реализация топлива [через одну станцию] снизится примерно на треть. Поэтому работающие на рынке игроки понимают, что нет особого экономического смысла вкладываться в посредственные участки".
Начальник управления стратегического планирования и развития проектов Петербургской топливной компании Леонид Чурилов говорит, что компанию также заинтересовали только три участка из десяти предложенных. Однако, оценив их, компания сочла условия невыгодными для себя и решила не принимать участия в аукционе, говорит он.
По оценке гендиректора компании "Knight Frank - Санкт-Петербург" Олега Баркова, 30 участков, которые Фонд имущества выставляет на продажу единым лотом 4 августа, гораздо привлекательнее тех, что продавались по отдельности. С ним согласен Черняк из "Фаэтона". "Со стороны властей было бы справедливо дать шанс развиваться не только крупным компаниям, но и местным сетям. Однако почему-то все интересные участки оказались в крупном лоте", - говорит он. По условиям аукциона, назначенного на эту пятницу, претендент должен внести задаток в размере начальной цены этого лота - $14,7 млн. Кроме того, победитель торгов должен будет заплатить в бюджет Петербурга налогов примерно на 3 млрд руб., из которых не менее 100 млн руб. получены от торговли нефтепродуктами.
Комментарии