Конфереция

Рост цен на бензин в России продолжится, даже если нефтяников попросят придержать цены

Рост цен на бензин в России продолжится - таково мнение большинства экспертов. "Цена на бензин в России (за вычетом акцизов) - это экспортная цена минус экспортные пошлины и расходы по транспортировке нефтепродуктов. При росте цен на них в Европе происходит аналогичный рост и в России", - говорит аналитик ИК "Тройка Диалог" Владислав Метнев. По его мнению, несмотря на рост переработки нефти внутри страны и снижение рентабельности ее экспорта, связь между ценами в Европе и России полностью разорвать нельзя. Завотделом цен и региональных рынков нефтепродуктов ИЦ "Кортес" Марина Ковалева отмечает, что из-за благоприятной мировой конъюнктуры растет экспорт высокооктанового бензина, в связи с чем на внутреннем рынке образуется дефицит.
Другая причина высоких цен на бензин кроется в существенной налоговой нагрузке на отрасль. Так, по оценкам Минпромэнерго, структура цен на бензин более чем наполовину состоит из налогов (8% дает НДПИ, 10% - налог на прибыль, 15% - НДС, 20% - акцизы). Получается, что, заправляясь, россияне половину суммы кладут в казну. Учитывая, что существующая система налогообложения, направленная на изъятие сверхдоходов от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен на нефть, выгодна бюджету, обвинения, звучащие из уст автовладельцев в адрес правительства, не так уж и беспочвенны.
Однако аналитик ИК "Совлинк" Николай Саперов считает налоги не самым главным злом. "США импортер, а Россия - крупнейший после Саудовской Аравии поставщик нефти, при этом внутрироссийские и внутриштатовские цены на бензин примерно одинаковы. Это ненормально - ведь у нас внутренние цены на нефть ниже мировых примерно в три раза", - возмущается эксперт. По его мнению, высокая стоимость бензина связана в том числе "со сговором крупных компаний: когда 5-6 нефтепроизводителей контролируют порядка 90% рынка бензина". Но производители не спешат брать ответственность на себя. Так, пресс-секретарь "Роснефти" Николай Манвелов сказал, что рост цен на бензин всегда зависел от экономической конъюнктуры и был привязан к мировым ценам на топливо. Поэтому, по его словам, "нельзя обвинять исключительно нефтяные компании". В ТНК-ВР предпочли вообще не комментировать рост цен на бензин.
Впрочем, у роста цен есть и более прозаические причины. Так, член научно-технического совета Российского акционерного общества нефтегазового строительства (Роснефтегазстрой) Михаил Липилин отмечает, что в России мало исходного материала для производства высокооктанового бензина. "Это связано с тем, что большая часть мощностей осталась еще со времен Советского Союза, а одна установка для вторичной переработки стоит порядка 100 млн долл. В России достаточно НПЗ, но очень мало вторичных мощностей", - поясняет Липилин.
Его поддерживают другие эксперты. "Сейчас цена на бензин марки А92 17-18 руб. за литр, но очевидно, что это не предел", - заявила Ковалева. По ее словам, это связано с дефицитом высокооктанового бензина, а также с ожидаемым ростом внутренних цен на нефть. "Рост розничных цен останется в пределах инфляции, то есть 11%, - прогнозирует она. - При этом за первые полгода рост составил 3%, а за июль - 1%. Оптовые цены на бензин за июль выросли на 5,5%".
У Николая Саперова из "Совлинка" другой прогноз. Аналитик напоминает, что в послании президента РФ Федеральному собранию указывалось на недопущение роста внутренних цен на бензин и необходимость развития нефтепереработки. Исходя из этого и будут действовать компании: инвестировать в новые мощности, стараясь сохранить нынешние цены. "Возможно, осенью и произойдет небольшой сезонный скачок, но он не будет больше рубля, - предрекает Саперов. - Ведь рост цен на бензин повышает социальную напряженность, что больно ударит по рейтингам самого президента. А значит, в ближайшее время стоит ожидать встреч с руководителями нефтяных компаний и новых договоренностей о заморозке цен".
Комментарии