Цены на бензин, которые полгода не вызывали беспокойства автомобилистов, вновь стали расти. Их, правда, пока на копейки начали поднимать практически все автозаправки Центральной России и Среднего Урала. А накануне прозвучал конкретный прогноз. К декабрю средняя стоимость литра топлива может достичь 20 рублей за литр. Автором прогноза стал президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша.
- Откуда взялась цифра в 20 рублей?
В этом году и правительство, и нефтяники пообещали, что цены будут расти на уровне инфляции и их рост не превысит 10 процентов. 10 процентов - это примерно 2 рубля. В случае если рост цен продолжится, то прибавьте к нынешним средним ценам на бензин эти 2 рубля, и вы получите среднюю стоимость бензина в 20 рублей. Однако оптовые цены поднялись значительно выше. С начала июля - на 1000 рублей за тонну, то есть на 4-5 процентов. Розница пока держится, до максимума не дошла, но движется к нему. Хотя, если честно, с трудом верится в то, что розничные торговые компании не будут поднимать цены при поднятии их оптовиками. Кроме того, цены на топливо привязаны к мировым ценам на нефть. Особенно это россияне ощутили в 2004-2005 годах, именно тогда их рост превысил инфляцию и был связан с безумным ростом цен на мировых рынках. Кстати, в США горючее уже подскочило до рекордной для американцев цены - 3,015 доллара за один галлон (или 21,5 рубля за литр). Но при этом нужно учесть, что в долларовом эквиваленте цены на бензин в России и США в последнее время всегда растут примерно одинаково.- Недавно в минэкономразвития предложили отменить пошлину на ввоз в Россию автомобильного бензина. Сейчас она составляет 5 процентов от стоимости ввозимого топлива. Цель отмены пошлины одна - повысить конкуренцию на рынке нефтепродуктов. Эта мера действительно окажет положительное влияние на цены?
Думаю, что нет. Цена у импортеров на топливо в два раза выше, чем в России.- Тогда зачем нужно отменять пошлины?
С трудом понимаю. Можно предположить, что это делается в целях поддержки лжереэкспорта. Когда некая нефтяная отечественная компания вывозит топливо за рубеж, а потом ввозит обратно, получая значительно большую прибыль. Но, как вы сами понимаете, от конкуренции на рынке нефтепродуктов это далеко.- А как вы относитесь к тому, чтобы компании снова заморозили цены?
Даже мягкий вариант вмешательства правительства в вопросы ценообразования - договоренности о замораживания цен на бензин - не срабатывает. Я не исключаю, что замораживание позволяло нефтяникам получать не только политический капитал, но и выиграть экономически. Получить преференции от правительства. Были приняты законы о дифференциации налога НДПИ. Сейчас в Думе находятся законопроекты "О дифференциации акцизов", об обнулении пошлин для импортного оборудования. К тому же за счет именно моратория с сентября прошлого года цены на бензин в рознице падали и удерживались потому, что накануне компании их слишком высоко подняли, а после этого по законам рынка пошло снижение цен.- Ждет ли россиян помимо роста цен еще и дефицит бензина?
Не думаю. По моим сведениям, дефицит наблюдался в мае-июне, причем в оптовом звене, потому что ряд заводов стоял на профилактике. В рознице же нехватки топлива вообще никто не почувствовал. Что касается практических советов, то на это глава Московской топливной ассоциации вполне всерьез заметил, что автолюбителям либо придется привыкнуть к новым ценам, либо перейти на маломощные авто и использовать альтернативное, более дешевое топливо - газ.
Комментарии