Конфереция

Рост цен на бензин в России становится проблемой для автомобилистов и для правительства. Эксперты прогнозируют подорожание бензина до 20 рублей

Рост цен на бензин в России становится настоящей проблемой как для автомобилистов, так и для правительства страны. Расходы на бензин составляют весьма существенную долю семейного бюджета для 43% владельцев автомобилей. Ещё 43% оценивают эти расходы как значимые, но не слишком, а 9% воспринимают траты на бензин как несущественную часть своего бюджета. Те, кто оценивает покупку бензина как существенную долю семейного бюджета, составляют больше половины (53-60%) в группе небогатых семей автовладельцев (с душевым доходом до 5.000 руб.), тогда как в группе с доходом свыше 5000 рублей в месяц таких только 29%. Таковы данные опроса, предоставленные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По мнению 41% владельцев автомобилей виновато в росте цен на топливо Правительство РФ. Еще 29% возлагают вину на крупные нефтяные компании; реже ответственными считают оптовых поставщиков или владельцев автозаправочных станций (по 5-6%). Полагают, что цены определяются рынком, 9% автовладельцев.
За первые несколько дней июля цены на бензин на АЗС в разных регионах России взлетели на 20 - 40 копеек. В то же время официальные цифры темпов роста цен на топливо существенно ниже. Так, средние потребительские цены на автомобильный бензин за неделю с 10 по 16 июля в сравнении с предыдущей неделей в целом по России увеличились на 0,2% и на 11 июля составили 16,54 рублей, сообщила сегодня Федеральная служба государственной статистики РФ. Средняя цена на бензин марок А-76, Аи-80 и аналогичных им за неделю с 10 по 16 июля увеличилась на 0,2% и на 11 июля составила 14,84 рублей, цена на бензин марок Аи-92, Аи-93 и аналогичных увеличилась на 0,2% и составила 17,27 рублей, цена на бензин марки Аи-95 увеличилась на 0,3% и составила 18,52 рублей. Средняя цена на дизельное топливо за неделю увеличилась на 0,1% и составила 16,61 рублей.
Например, в Петербурге и Ленобласти, по данным мониторинга информагентства Аи-92, средние цены на АЗС на 26 июля составляют: А76 - 14,14 рублей; А80 - 13,93 рублей; Аи-92 - 17,30 рублей; Аи-95 - 18,98 рублей; Аи-96 - 18,73 рублей; Аи-98 - 21,88 рублей; ДТ - 17,09 рублей.
Розничные цены на бензины в Москве за период с 19 по 25 июля выросли на 0,1-0,3%. В то же время стоимость дизельного топлива снизилась на 0,1%, сообщает Верген Групп. Средние цены на топливо в Москве на 25 июля составили: Аи-80 - 15,62 рублей (+1 коп); Аи-92 - 17,63 рублей (+4 коп); Аи-95 - 18,64 рублей (+4 коп); Аи-98 - 19,71 рублей (+6 коп); Дизельное топливо - 17,13 рублей (-1 коп).
В Московской области средние цены на бензины и дизельное топливо выросли на 0,1-0,4%. В результате, средние розничные цены на моторное топливо по области на 25 июля составили: Аи-80 - 14,84 рублей (+3 коп); Аи-92 - 16,78 рублей (+7 коп); Аи-95 - 17,79 рублей (+5 коп); Аи-98 - 19,27 рублей (+4 коп); Дизельное топливо - 16,09 рублей (+02 коп).
Как сообщил Аи-92 президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, сейчас растут оптовые цены на топливо, причем они уже превысили максимальный уровень оптовых цен 2005 года. В связи с этим розничные цены также будут расти. Высока вероятность дальнейшего роста оптовых цен, однако, как обещало правительство РФ, темпы роста не превысят темпы роста инфляции - т.е. 10%. Это означает, что розничные цены вырастут до 20 рублей. Максимальный рост цен на топливо в России обычно приходится на сентябрь, поэтому цены на АЗС могут достичь отметки 20 рублей уже к осени этого года, полагает Евгений Аркуша.
Гендиректор компании "Исследовательская группа "Петромаркет" Яков Рудерман также считает, что в ближайшие два-три месяца оптовые и розничные цены на бензин в России вырастут в связи с увеличением экспорта бензина и его нехваткой на внутреннем рынке страны. "После прохождения некоего пика в сентябре-декабре этого года цены стабилизируются и, возможно, будут снижаться", - сказал Яков Рудерман в эфире радиостанции "Эхо Москвы". "Относительно продолжения роста цен до конца года, это представляется достаточно сомнительным. В прошлом году были такие же панические настроения, но, независимо от того, было ли соглашение правительства с нефтяными компаниями, цены вели себя достаточно умеренно", - отметил он.
Рост оптовых цен на топливо начался в конце июня, причем, по данным некоторых трейдеров, правительство в неофициальном порядке разрешило крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) отпустить цены, т.к. летом уровень инфляции падает из-за снижения цен на продукты. Росту цен также способствует дефицит высокооктанового топлива, образовавшийся в связи с профилактическими работами на некоторых нефтеперерабатывающих заводах. При этом летом Аи-92 и Аи-95 традиционно пользуются повышенным спросом.
Оптовые цены российских НПЗ на нефтепродукты с 14 по 20 июля продолжили расти. Максимальное увеличение цен по-прежнему идет по высокооктановым маркам топлива, но темпы роста значительно выросли по сравнению с предыдущими неделями: бензин Аи-92 в среднем по России подорожал на 350 рублей до 18710 рублей за тонну, Аи-95 - на 290 рублей до 19980 рублей за тонну. Цена на бензин А-80 поднялась на 105 рублей до 16370 рублей за тонну. Дизельное топливо подорожало на 80 рублей до 15670 рублей за тонну.
По мнению заместителя начальника отдела таможенных платежей Министерства финансов РФ Александра Саковича, на цены за нефтепродукты, как и на любой другой товар, влияет инфляция. Правительство начинает год с индексации тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергия, тепло, газ, ЖКХ, железнодорожный и трубопроводный транспорт). Эти услуги составляют значительную часть затрат на производство и реализацию нефтепродуктов. В итоге прежде, чем стать провокатором инфляции, нефтепродукты одними из первых сами страдают от нее. Учитывая также рост цен на материалы и оборудование, рост цен на нефтепродукты в пределах обшей инфляции, - то есть около 10 процентов в год - следует признать экономически обоснованным. И не нужно их искусственно сдерживать административным ресурсом, поскольку это рано или поздно кончится плачевно как для отрасли, так и государства, считает Александр Сакович.
До середины 2004 года цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке росли на 15-20 процентов в год, что соответствовало инфляционным тенденциям, отмечает Александр Сакович. Бурный рост цен на эти товары начался во второй половине 2004 года. И произошло это не из-за скачка мировых цен на нефть, а в связи с тем, что государство само его спровоцировало. Идея изъять из нефтяного комплекса побольше средств родилась на популистской предвыборной волне 2004 года, и вылилась в конечном итоге в экономически необоснованное изъятие 3 миллиардов долларов путем значительного ужесточения формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 1 августа 2004 года и повышения с 1 января 2005 года ставки НДПИ. Нефтяники ответили адекватно, то есть также экономически необоснованно, просто не хотелось упускать сверхприбыли. Они начали сразу же превентивно компенсировать потери.
В ФАС считают, что на цены на нефтепродукты негативно влияет тот факт, что вертикально интегрированные компании до двух третей своей продукции поставляют на внешний рынок. Нефтяники действительно вывозят три четверти добываемой нефти, - как в сыром виде, так и переработанном, то есть в виде нефтепродуктов. Но от этого внутренний рынок не становится беднее. Он не просто насыщен, а даже слегка перенасыщен. По словам Александра Саковича, эффективность внутренних поставок выше внешних. По оценке Саковича, нефтяники получают на внутреннем рынке чистую прибыль от реализации бензина в 180 долларов с тонны, а дизельного топлива - 220 долларов с тонны. Правда, возможен дефицит 95-го бензина. Налоговое изъятие со сверхприбыли - с учетом пошлины, НДПИ, налога на прибыль - составляет 90 процентов (при цене на нефть выше 25 долларов за баррель). Сама чистая прибыль при нынешних ценах на нефть около 65 долларов за баррель составляет 46 долларов с тонны с учетом изъятий. В 2005 году нефтяники получили чистую прибыль в размере 38 миллиардов долларов (включая не только экспорт, но и внутренний рынок).
Экспортные пошлины выполняют чисто фискальную функцию и, изменяясь адекватно конъюнктуре мирового рынка, не оказывают какого-либо давления на цены внутреннего рынка нефтепродуктов. Они, не затрагивая прибыли, должны были бы изымать большую часть сверхприбыли. Однако в условиях постоянно растущих мировых цен они не справляются и с этой функцией. По результатам мониторинга за январь-февраль текущего года, пошлина была установлена в размере 186,4 долларов за тонну. Средняя цена за период мониторинга составила 58,1 доллара за баррель. Данная ставка вступила в действие с 1 апреля, в тот момент цена нефти на европейских рынках была уже выше 65 долларов за баррель. Таким образом, существующий механизм установления пошлин позволил нефтяникам получить более 50 долларов с тонны дополнительной сверхприбыли. Учитывая, что пошлина на нефтепродукты вступает в действие еще на 20-30 дней позже, чем пошлина на нефть, то здесь эффект для нефтяников еще выше.
Действие пониженных пошлин на нефтепродукты почти на месяц дольше, чем могло бы быть в случае синхронизации, приведет к бюджетным потерям, например, в августе 2006 года в сумме около 60 миллионов долларов.
В Госдуме уже рассматривается законопроект о синхронизации установления вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Закон достаточно технический, его примут в любом случае, отмечает Александр Сакович. Если это случится до конца весенней сессии, новые пошлины синхронно могут вступить в действие уже с 1 октября.
Подготовлен законопроект по использованию акцизов через их дифференциацию для стимулирования глубины переработки нефти или повышения качества нефтепродуктов. Но, прежде всего акциз - чисто фискальный косвенный налог, взимаемый с товаров с повышенной доходностью, конечным плательщиком, которого является потребитель. С другой стороны, вопросы глубины переработки и повышения качества нефтепродуктов не столько экономическими, сколько технологическими и экологическими. Нефтепереработка работает не сама по себе, а по заказу отраслей экономики. Пока существует значительная потребность в низкооктановом бензине (сельское хозяйство, "оборонка", транспорт, в том числе общественный, личные автомобили и мотоциклы), он должен производиться. Еще недавно существовавшие марки бензина А-66 и А-72 исчезли не за счет углубления переработки, а потому что исчезла техника, их потреблявшая. Качество должно стимулироваться не косвенным налогом, который рано или поздно ложится на плечи потребителей.
Комментарии