Конфереция

Расходы на бензин составляют существенную долю семейного бюджета для 43% владельцев автомобилей. Россияне считают виновными в росте цен на топливо правительство и крупные нефтяные компании

ВЦИОМ
Расходы на бензин составляют весьма существенную долю семейного бюджета для 43% владельцев автомобилей. Ещё 43% оценивают эти расходы как значимые, но не слишком, а 9% воспринимают траты на бензин как несущественную часть своего бюджета. Те, кто оценивает покупку бензина как существенную долю семейного бюджета, составляют больше половины (53-60%) в группе небогатых семей автовладельцев (с душевым доходом до 5.000 руб.), тогда как в группе с доходом свыше 5000 рублей в месяц таких только 29%. Таковы данные опроса, предоставленные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос ВЦИОМ проведен 15-16 июля 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Покупать гарантированно качественный, но более дорогой бензин сегодня согласен каждый второй владелец автомобиля (51%), каждый третий (31%) не согласен, а 18% затрудняются с ответом. Ещё год назад готовность покупать бензин по более высокой цене при гарантии качества выражали только 38% против 34%. Сегодня сторонники "высокого качества за большую цену" доминируют в группе автовладельцев с душевым доходом до 1500 и больше 5000 рублей в месяц (53 и 65% соответственно), в группе с доходами от 1500 до 5000 руб.мес. таких значительно меньше - 40-42%.
Если цена моторного топлива превысит 50 рублей за литр, то на общественный транспорт пересядет большинство автомобилистов (57%). Цена в 40 руб.литр приведет к аналогичному результату в случае 47% автовладельцев, 30 руб.литр - 37% автовладельцев. А 18% автовладельцев декларируют готовность отказаться от автовождения при повышении цены уже до 20 рублей за литр топлива. В любом случае не откажутся от использования автомобиля 30% автомобилистов.
Кто же виноват в росте цен на топливо? Правительство, считают 41% владельцев автомобилей. Еще 29% возлагают вину на крупные нефтяные компании; реже ответственными считают оптовых поставщиков или владельцев автозаправочных станций (по 5-6%). Полагают, что цены определяются рынком, 9% автовладельцев. Среди тех, кому больше 25 лет, преобладает точка зрения, что ответственность за рост цен на бензин несёт скорее правительство. А в самой молодой группе опрошенных (18-24 лет) мнения разделились: 33% главным виновником считают правительство, 35% - крупные нефтяные компании.
Личными автомобилями сегодня владеют уже 40% российских семей. Среди семей, относящих себя к хорошо материально обеспеченным, автомобиль имеют больше половины - 55%, среди среднеобеспеченных - 45%, а среди малообеспеченных семей - 25%. Уровень автомобилизации выше всего в Москве и Петербурге (48%), за столицами идут города с населением до 500 тыс. чел. (43-44%), село (34%) и города с населением более 500 тыс. чел. (за исключением двух столиц - 34%).
Больше всего - на 100% - автомобилизированы те россияне, которые, отвечая на вопрос о своей покупательской способности, говорят, что могут позволить себе покупать даже по-настоящему дорогие вещи - машину, квартиру, дачу. Среди следующей за ними по уровню доходов группы ("Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Однако для нас затруднительно приобретать действительно дорогие вещи") автомобилем владеют уже 70%. К ним примыкают 45% владеющих автомобилем семей со средним уровнем дохода ("Денег хватает на продукты и на одежду. Но вот покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас проблемой"), 30% из числа тех, кому "на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения" и 18% тех, кто говорит о себе: "мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты".
Есть ли в Вашей семье автомобиль?
Всего опрошенных Оценка своего материального положения
Очень хорошее, хорошее Среднее Плохое, очень плохое
Да, в моей семье есть личный автомобиль 40 55 45 25
Автомобиля нет 60 45 55 75




Насколько существенную долю Вашего семейного бюджета занимают расходы на бензин?
(% от тех, у кого в семье есть личный автомобиль)
Всего опрошенных Доходы на члена семьи в месяц, в рублях
До 1500 1501-3000 3001-5000 5001 и выше
Весьма существенную 43 53 54 60 29
Значимую, но не слишком 43 42 33 29 48
Несущественную долю 9 4 9 5 19
Затрудняюсь ответить 5 1 4 6 4




Согласны ли Вы покупать гарантированно качественный, но более дорогой бензин? (% от тех, у кого в семье есть личный автомобиль)
13-14 августа 2005 г. 15-16 июля 2006 г.
Да 38 51
Нет 34 31
Затрудняюсь ответить 28 18




Согласны ли Вы покупать гарантированно качественный, но более дорогой бензин? (% от тех, у кого в семье есть личный автомобиль)
Всего опрошенных Доходы на члена семьи в месяц, в рублях
До 1500 1501-3000 3001-5000 5001 и выше
Да 51 53 42 40 65
Нет 31 34 39 38 22
Затрудняюсь ответить 18 13 19 22 13




Рост цен на бензин в обозримом будущем, вполне возможно, продолжится. Интересно, при какой цене на бензин Вы бы отказались от использования автомобиля и пересели на общественный транспорт? (% от тех, у кого в семье есть личный автомобиль)
Всего опрошенных Оценка своего материального положения
Очень хорошее, хорошее Среднее Плохое, очень плохое
20 р. за литр 18 8 18 26
30 р. за литр 19 14 19 24
40 р. за литр 10 9 10 8
50 р. за литр 10 12 9 11
Не откажусь в любом случае 30 47 29 20
Затрудняюсь ответить 13 10 15 11




Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за рост цен на бензин? (% от тех, у кого в семье есть личный автомобиль)
Всего опрошенных Возраст, лет
18-24 25-34 35-44 45-59 60 и старше
Правительство 41 33 37 42 45 43
Крупные нефтяные компании 29 35 28 30 29 26
Оптовые поставщики 6 4 8 6 8 5
Владельцы автозаправочных станций АЗС 5 9 4 6 5 4
Никто не виноват, цены определяются рынком, спросом и предложением 9 10 15 10 7 7
Другое 0 1 1 0 0
Затрудняюсь ответить 10 8 8 5 6 15
Комментарии