Финансовая легализация "Роснефти": главные покупателями - иностранные нефтяные корпорации

IPO, проведенное на прошлой неделе "Роснефтью", оказалось крупнейшим в истории России и пятым в мировом рейтинге. Немногим менее 15% своих акций компании удалось продать за 10,4 млрд долларов, что соответствует капитализации всей компании примерно в 80 млрд долларов. При этом цена размещения (7,55 доллара за акцию) оказалась близка к высшей планке установленного компанией ценового коридора, который многие аналитики считали и так сильно завышенным. Президент России Владимир Путин, премьер Михаил Фрадков и глава "Роснефти" Сергей Богданчиков не скрывали своего удовлетворения от весьма удачно прошедшего IPO. Тем более что даже после завершения всех процедур по размещению и консолидации акций государство будет владельцем более чем 75−процентного пакета "Роснефти", а значит, сохранит квалифицированный контроль над одной из крупнейших в стране нефтяных компаний.
Что же дало "Роснефти" возможность так удачно продаться, является ли IPO свидетельством успеха российской власти и бизнеса? Ведь, если честно, "Роснефть" не предпринимала особых усилий для создания репутации динамичной и эффективной компании, нацеленной на долгосрочную работу с акционерами и инвесторами.

Опцион на ЮКОС

Чтобы понять, насколько дорого продали "Роснефть", достаточно сравнить ее с другими частными нефтяными компаниями страны. Несмотря на то что последние имеют долгие и весьма теплые отношения с российскими иностранными инвесторами, их удельная капитализация - по отношению практически ко всем ключевым финансовым, производственным и прочим показателям - оказывается заметно меньшей, чем у "Роснефти". Более того, капитализация "Роснефти" оказалась значительно (на 15%) выше, чем у крупнейшей российской нефтяной компании "ЛУКойл", которая обгоняет конкурента практически по всем показателям - объему добычи и переработки нефти, развитости собственных химических производств и сети АЗС, а главное, по объему выручки и чистой прибыли.

"Роснефть" - самая высокооцененная нефтяная компания России

Капитализация (млрд долларов)Капитализация к доходам (2006, оценка)Стоимость компании* к выручке (2006, оценка)Стоимость компании* к EBITDA (2006, оценка)Стоимость компании* к добыче (долларов за тонну)Стоимость компании* к запасам (долларов за тонну)
"Роснефть"79,816,82,710,412254,8
"ЛУКойл"70,09,81,16,28123,6
ТНК-BP43,46,61,45,211830,7
"Сургутнефтегаз"68,09,92,45,118770,9
"Газпромнефть" (бывш. "Сибнефть")20,96,51,24,811240,5
"Татнефть"8,8110,73,98880,2

*Сумма чистого долга компании и ее капитализации. Источники: РТС, данные компаний, Банк Москвы, "Ренессанс Капитал", Альфа-банк

За что такая премия? Неужели инвесторы так высоко ценят не слишком эффективную государственную компанию? Как показал наш опрос, все аналитики указывают на фактор ЮКОСа.
"Столь высокая оценка стоимости "Роснефти" институциональными инвесторами - своеобразный аванс компании, - отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. - Многие из них верят, что компании удастся реализовать планы резкого наращивания основных производственных мощностей и финансовых показателей. Однако без новых приобретений реализовать анонсированные планы "Роснефти" будет весьма непросто". Инвесторы не верят в быструю реализацию амбициозных планов "Роснефти" по увеличению собственной добычи до 100 и более миллионов тонн в год (без учета возможности приобретения активов ЮКОСа). Слишком сложны для быстрой реализации проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на которые рассчитывает "Роснефть", - на это потребуется не менее пяти-десяти лет.
Аналитики Банка Москвы посчитали "справедливую цену" акций "Роснефти" с учетом ее финансовых показателей и модели запасы-рентабельность и предположили, что цена акций компании находится на уровне 5,7 доллара за акцию, что на четверть ниже цены размещения. Тем не менее многие инвесторы уверены, что в ближайшем будущем "Роснефть" станет главным бенефициаром дележа остатков ЮКОСа в ходе его банкротства (предполагается, что госкомпания может получить оставшиеся активы компании-банкрота по заниженным ценам). Несколькими месяцами ранее прежний менеджмент ЮКОСа был оттеснен от управления российскими активами, сама же компания попала под процедуру банкротства и получила конкурсного управляющего. На прошлой неделе подал в отставку президент и член совета директоров ЮКОСа Стивен Тиди. Он заявил, что не видит шансов спасти опальную компанию от неминуемых банкротства и ликвидации, видимо, считая, что принятие решения о начале конкурсного производства не за горами. По словам Тиди, внешний управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун оценил стоимость компании в 15 млрд долларов при долгах, превышающих 17 млрд долларов, большая часть которых контролируется государством и бывшим дочерним предприятием - "Юганскнефтегазом".
По мнению многих участников рынка, остатки опальной компании де-факто уже контролируют люди, представляющие интересы "Роснефти", так что их включение в состав государственной компании - лишь вопрос времени. Тот же Банк Москвы учитывает в стоимости акций "Роснефти" возможный дополнительный чистый доход акционеров от активов ЮКОСа. Совокупная добыча ЮКОСа оценивается Банком Москвы примерно в 21,5 млн тонн нефти, а суммарная мощность перерабатывающих мощностей - на уровне 50 млн тонн. Диапазон стоимости основных активов ЮКОСа, которые потенциально могут достаться "Роснефти", по оценкам Банка Москвы, составляет 21,5-26,6 млрд долларов. Но даже несмотря на это аналитики Банка Москвы дали рекомендацию по бумагам "Роснефти" 7,02 доллара за акцию - ниже цены размещения.
А ведь "Роснефть", в отличие от других российских нефтяных компаний, несет бремя повышенных юридических рисков и огромной задолженности, образовавшихся в те времена, когда компания занялась поглощением юкосовских активов. Получается, что "Роснефти" впору дисконты давать. К примеру, в настоящее время миноритарные акционеры компании ведут судебные дела по признанию IPO незаконным: в частности, голландский суд по требованию миноритариев ЮКОСа арестовал долю "Роснефти" в офшорной компании West Kamchatka Holding. Тем не менее размещение прошло по самой верхней границе.

Так кто же эти оптимисты, столь высоко оценившие "Роснефть"?

Структура покупателей, фигурирующая в пресс-релизах "Роснефти" и в неофициальной информации, открывает немало любопытных подробностей. Среди покупателей преобладали те, для кого цена размещения не имела принципиального значения. Наиболее крупные заявки на покупку подали стратегические отраслевые инвесторы, которые и стали крупнейшими миноритариями "Роснефти". Малазийская нефтяная компания Petronas получила акций на 1,1 млрд долларов, британская ВР - на 1 млрд, китайская CNPC - на 0,5 млрд, итого - 2,6 млрд долларов. Всего, по данным "Роснефти", заявки стратегических инвесторов составили 3 млрд долларов. Для "азиатов" покупка акций "Роснефти" стала чем-то вроде билета на российский нефтегазовый рынок, а миллиард от британской компании - это почти наверняка покупка индульгенции для ослабления давления на подконтрольное ей российское совместное предприятие ТНК-BP. Последней и так уже несладко в России в свете претензий налоговиков и чиновников Минприроды.
Среди покупателей акций "Роснефти" преобладала та категория инвесторов, для которой цена размещения не имела принципиального значения
Впервые в новой российской истории заметная часть акций в ходе IPO размещалась среди российского населения, за счет которого было привлечено около 700 млн долларов. По данным соцопроса Фонда общественного мнения, эти инвесторы также весьма лояльны "Роснефти" и при покупке уповали на ее защищенный государственный статус. Немалая часть акций была размещена и среди лояльных государству крупных бизнесменов. В частности, по данным британских СМИ, губернатор Чукотки и глава компании Millhouse Capital Роман Абрамович приобрел акций "Роснефти" на 300 млн долларов. По некоторым сведениям, крупным акционером "Роснефти" стал и Алишер Усманов. Сумма покупки неизвестна, но, по некоторым оценкам, г-н Усманов приобрел бумаг "Роснефти" на несколько сотен миллионов долларов. Пакет на сумму около 3 млрд долларов приобрел некий банк, название которого "Роснефть" пока не раскрывает. Но по некоторым признакам возможно, что это Газпромбанк. Наконец, в преддверии IPO заявлял о возможных миллиардных вложениях в акции нефтяной компании Сбербанк. Неизвестно, осуществил ли он задуманное в полной мере, но мало кто сомневается, что акционером "Роснефти" он стал.
Получается, что как минимум 80% всего IPO было "распределено" среди лояльных компании и ее менеджменту инвесторов.
Впрочем, интерес к размещению "Роснефти" проявляли и некоторые инвестиционные фонды, включая, например, государственный фонд Сингапура Temasek (в нем аккумулированы десятки миллиардов долларов). Однако в итоге инвестиционные фонды в IPO практически не участвовали. "Финансовые инвесторы рассматривали акции "Роснефти" с точки зрения прибыльности. И большинство из них посчитали акции переоцененными, особенно учитывая фактор корпоративного управления и государственного контроля. Нефтяные компании использовали совершенно другую логику - для них это долгосрочные, стратегические инвестиции, возможность оказаться по одну сторону стола переговоров с российским нефтяным бизнесом", - рассказала "Эксперту" Ранда Аллами, экономист Оксфордского института энергетических исследований.
Некоторые инвестиционщики в приватных беседах жаловались, рассказывая примерно такую историю. Когда только начиналась программа выхода "Роснефти" на IPO, начальник управления по работе с инвесторами Алексей Богданчиков довольно активно общался с иностранными и российскими инвестбанками и фондами. Но как только стало понятно, что квалифицированные инвесторы (инвестфонды, банки, паевые фонды и т. д.) в игре не понадобятся, Богданчиков остыл и потерял всякий интерес к общению. На звонки не отвечал. Письма игнорировал. Подобная же ситуация сложилась у "Роснефти" и в общении со СМИ. В частности, корреспонденты "Эксперта" неоднократно обращались с вопросами об IPO к компании, но мало-мальски внятный комментарий не удалось получить ни разу. Действительно, зачем отвечать на неприятные вопросы? Ведь цель достигнута путем наименьшего сопротивления. Вопрос лишь в том, что теперь у "Роснефти" будет несколько иной статус - статус публичной компании. И даже несмотря на низкую ликвидность бумаг "Роснефти" и маленький free float (количество акций в свободном обращении на открытом рынке) всегда найдется въедливый инвестор, который начнет портить кровь публичной организации, особенно в ситуации, когда есть к чему придраться. Так что теперь менеджменту "Роснефти" придется расстараться, чтобы количество попорченной крови было на прилично низком уровне. Иначе нынешняя высочайшая капитализация "Роснефти" со временем лопнет как мыльный пузырь.
Комментарии