Конфереция

Техосмотром займутся аккредитованные специалисты из частных компаний

За исправностью автомобилей будут следить не инспекторы ГАИ, а аккредитованные специалисты из частных компаний. В настоящее время в Госдуме обсуждается возможность передачи функции техосмотра профессиональным объединениям. Причем за просчеты в своей работе эксперты, диагностирующие машины, будут нести как материальную, так и уголовную ответственность. По словам главы комитета по собственности Виктора Плескачевского, соответствующие поправки в закон 'О безопасности дорожного движения' депутаты планируют внести в Думу уже осенью текущего года. Как утверждают эксперты, только когда эта функция перейдет от ГИБДД к СРО, можно будет говорить о качественной оценке состояния автомобилей.
По неофициальной статистике, в России всего 1,5-2% ДТП совершается по причине неполадок в самом автомобиле. Для сравнения в США на долю таких ДТП приходится 20-25%, во Франции - 20%, в ФРГ - 15-25%. И это при их профилактике аварийности и продуманной системе периодического техосмотра. Во многих странах частота осмотров зависит от возраста автомобиля: чем старше, тем чаще. Кроме того, техосмотр проводится с обязательным использованием средств диагностики. Всем понятно, что фактически в России этот процент куда выше - с ее плачевным автопромом, большим парком подержанных иномарок и традицией определять исправность автомобиля на глаз, сохранявшейся до недавнего времени. Просто в силу того что никто не выявляет неполадки у машины на момент ДТП в стране отсутствуют достоверные данные.
Власти задумались над тем, как повысить качество государственного технического контроля еще в 1998 г., подписав международные соглашения. Тогда правительство выпустило постановление N 880 от 31 июля, согласно которому до июля 2005 г. все регионы должны были внедрить новый порядок техосмотра с обязательной диагностикой транспорта. Причем Госавтоинспекции, которая до сих пор остается монополистом государственного технического осмотра (ГТО), впервые разрешили привлекать в помощь частные фирмы, оснащенные соответствующим оборудованием. 'У государства как всегда не нашлось денег, чтобы оборудовать станции техобслуживания, - поясняет эксперт ГОСТ Р, генеральный директор некоммерческого партнерства 'Саморегулируемые объединения организаций контроля технического состояния и экспертиз автотранспортных средств' Сергей Зайцев. - Тогда и был определен порядок привлечения частных лиц к этому делу'. Как сообщили в ГИБДД, стоимость оборудования колеблется в районе от 1 до 2 млн руб. в зависимости от страны производителя. 'Если бы у нас были деньги на оснащение, неужели бы мы стали привлекать частников к проведению диагностики автомобилей', - сетует собеседник ведомства.
Согласно постановлению, будущих компаньонов сотрудников дорожной безопасности определяют местные власти на основании конкурса, инициированного ГИБДД. Только с победителями заключается договор на оказание контрольно-диагностических работ. По состоянию на июль прошлого года, на территории России действовали 1162 диагностические станции, принадлежащие коммерческому сектору, 120 станций и 267 передвижных пунктов ГИБДД. Правда, от введения обязательной диагностики больше исправных машин на дорогах не стало. Это привело лишь к сокращению количества оформленных по правилам техосмотров. 'Идеальных машин нет, - говорит знакомый автовладелец. - Даже новая иномарка не проходит инструментальный контроль. А чего говорить об отечественных машинах. Если она попадет на диагностику, то оттуда уже не выйдет'.
Летом прошлого года Сергей Нарышкин, руководитель аппарата правительства, пообещал не только 'сократить объемы техосмотра', но и возобновить разговоры о реформировании системы технического осмотра. Еще в 2003 г. правительственная комиссия по административной реформе признала ГТО избыточной функцией государства. В большинстве стран мира полиция не занимается периодическим техосмотром автомобилей. Чтобы идти в ногу с другими странами, было бы целесообразно передать полностью эту функцию в частные руки. Планировалось, что контролировать деятельность компаний будет Минтранс как ответственный за развитие автомобильного транспорта. Однако дальше намерений дело не сдвинулось.
На сегодняшний день техосмотр по-прежнему проводят ГИБДД и привлеченные негосударственные организации. Причем слаженного тандема не получается. Представители бизнеса жалуются, что их притесняют. Во-первых, они уверены, что в некоторых регионах местные власти нарочито занижают стоимость услуг техдиагностирования. В разных регионах цена колеблется от 70 до 600 руб. Себестоимость же этой услуги, по оценкам экспертов, составляет 400-500 руб. 'Хорошо работать в тех районах, где установлена максимальная ставка, а как быть тем, кто вынужден работать по минимальным расценкам? - рассуждает Сергей Зайцев. - К тому же заработанные деньги, если они выплачиваются через бюджет субъекта федерации, возвращаются не сразу, приходится ждать по полгода'.
Во-вторых, деятельность диагностических центров в некоторых регионах просто признается незаконной. Тому виной статья 12.1 КоАП, которая запрещает проводить инструментальные проверки организациям разной формы собственности. На основании этой статьи была прикрыта деятельность частных компаний в Пензе, Мурманске и других городах. Возникшее противоречие, когда один закон разрешает деятельность на условиях тендера, а другой категорически запрещает, разрешил Верховный суд. Своим определением от 18 января 2006 г. он признал законным использование диагностических средств при проведении техосмотра под надзором сотрудников ГАИ. 'До внесения каких-либо поправок в эту статью КоАП принятие мер прокурорского реагирования преждевременно', - заявил на условиях анонимности источник в Прокуратуре РФ.
Пока правительство думает, как навести порядок в системе техосмотра (вплоть до признания его избыточной функцией государства) депутаты уже приняли альтернативное решение. По мнению главы комитета по собственности Виктора Плескачевского, эту функцию нужно передать профессиональным саморегулируемым организациям, которые будут аккредитовывать компании, пожелавшие заниматься техосмотром. 'СРО объединит представителей двух профессий - это эксперт по диагностике, оценивающий техническое состояние автомобиля, и эксперт-техник, чья деятельность регламентирована законом об ОСАГО, - поясняет депутат. - Последний должен как раз устанавливать причинно-следственные связи при ДТП. Однако их реестр до сих пор не ведется'. Кроме того, разработчики законопроекта планируют установить материальную ответственность для техников-специалистов. 'В настоящее время лицо, которое выдало документ о прохождении техосмотра, никакой ответственности не несет, - уточняет Виктор Плескачевский. - В случае принятие законопроекта любой эксперт, подписывающий талон или выдающий дефектную ведомость при ДТП, будет отвечать за допущенные просчеты'.
Однако ГАИ не верит в эффективность предлагаемой системы и не желает выпускать из своих рук контроль за состоянием автомобилей. 'Эта функция должна оставаться только у силовых структур. Ни у индивидуальных предпринимателей, ни у физических лиц нет доступа к федеральным базам розыска, - объясняет источник в ГАИ. - Наши сотрудники определяют не только исправность автомобиля, но занимаются сверкой номеров узлов агрегатов. Кроме того, проверяем машину на угон. К тому же глупо отдавать доход от техосмотра, который сейчас идет в бюджет, в частный сектор'.
Комментарии