Конфереция

Интервью с вице-президентом "Газпром нефти" по добыче нефти: "Мы не намерены тратить бешеные деньги на новые месторождения"

Чтобы реализовать амбициозные планы по увеличению годовой добычи нефти к 2020 г. до 80 млн т в "Газпром нефти" увеличивают финансирование добывающих "дочек" и пытаются реанимировать простаивающие скважины. Так, на днях получена первая нефть на месторождении "Холмистое". Кроме того, в "Газпром нефти" готовятся осваивать нефтяные месторождения материнской компании - "Газпрома". Ревал Мухаметзянов, вице-президент "Газпром нефти" по добыче нефти анонсировал, что до конца июля будет принято решение о передаче компании права на разработку ряда нефтеносных месторождений "Газпрома". Но пояснил, что в данный момент речь идет только о подряде на добычу сырья для "Газпрома", а не о выкупе месторождений в собственность "Газпром нефтью".

- Каким образом Вы планируете решать проблемы с падением добычи нефти за последние годы? Где именно Вы отмечаете основные проблемные участки, с чем это связано?

- Проблема существует, но мы ее решаем и уже частично даже решили. Сегодня мы добываем нефти больше, чем в начале года. Нынешняя суточная добыча на основных месторождениях компании превышает суточную добычу, которая была в начале года. В морозный январь работать оказалось особенно сложно, но и лето особого облегчения нам не принесло. В этом году в Сибири оно сопровождается ураганными ветрами и грозами. Но, несмотря на это, "Газпром нефть" успешно справляется со своей задачей. Если бы не природные катаклизмы, мы бы добывали уже больше нефти. Но, даже несмотря на это, сверх плана добыто почти 390 тыс. т нефти. Одна только наша ключевая "дочка" "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз" за июнь 2006 г. добыла 2,2 млн т нефти, что на 103,9 тыс. т больше установленного плана. Всего за 6 месяцев нефтяники "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаза" добыли 13,7 млн т нефти, что на 521,2 тыс. т больше запланированного в бизнес-плане.

- Какие затраты и технологии необходимы для возрождения запасов и объемов добычи нефти на старых месторождениях?

- В 2006 г. совет директоров компании увеличил капитальные вложения на 57% по сравнению с прошлым годом в добычу нефти, а на геологоразведку - в 2,7 раза по сравнению с 2005 г. Мы стали больше расходовать на обустройство и на увеличение ресурсной базы. Следует признать, что у нас большой фонд неработающих скважин, которые мы сейчас выводим из бездействия. Добыча там небольшая, но она будет влиять на конечную нефтеотдачу. Скважины эти рентабельны, но большого прироста нам не принесут. Эта разработка позволит увеличить запасы. И понятно, что с каждым годом запасы на старых месторождениях не увеличиваются, а уменьшаются, а добыча каждого барреля нефти становится дороже. Но при этом месторождения пока остаются рентабельными. Также на момент приобретения компании у нас имелось отставание в обеспечении электроэнергией. Эти проблемы мы решаем, а параллельно в этом году мы собираемся вести разработку порядка 5 новых месторождений. Объемы там небольшие, но тем не менее вложения все равно потребуются. Если в последние 3-4 года мы обращали больше внимания на физические методы воздействия на пласты, то сейчас мы продолжаем использовать эти технологии, бурим горизонтальные скважины, но больше внимания уделяем химическим методам воздействия. Это должно в перспективе повысить нефтеотдачу, уменьшить себестоимость нефти. В этом году мы провели тендеры, подобрали российских подрядчиков для внедрения этих методов. Сокращение себестоимости добычи с внедрением этих технологий будет зависеть от объема добычи сырья, причем эти технологии можно окупить за пару месяцев. Это будет стоить дешевле, чем бурение и разрывы скважин, хотя и прироста будет давать меньше, но это позволяет нам уменьшать добычу воды, а значит, снижается расход электроэнергии, уменьшаются расходы на отделение от нефти и закачку обратно пластов.

- Каков объем добычи нефти на ваших новых месторождениях?

- Некоторые из новых месторождений уже скоро начнут окупать себя. Несколько дней назад добыта первая нефть на Северо-Янгтинском месторождении. На сегодняшний день суточная добыча скважины составляет 580 т чистой нефти, также наблюдается снижение процента воды. Северо-Янгтинское месторождение разрабатывается с 2006 г. - в мае началось бурение первой скважины. В течение года планируется пробурить 4 скважины. Месторождение Холмистое введено в строй на днях. За счет того что вместо обычной скважины там пробурена горизонтальная, мы получили в 2 раза больше запланированных объемов нефти. Через неделю будет введено в строй еще одно из осваиваемых нами месторождений.

- Каким образом получилось так, что аудит за 2005 г. показал существенное снижение запасов вашей компании?

- Материал, который попал в прессу из годовой отчетности компании, был предварительным, причем в нем были перепутаны две системы оценки запасов: SEC (комиссии США по ценным бумагам) и SPE (стандарт инженеров-нефтяников). Сравнивали просто не те данные. Окончательный аудит наших запасов мы получим только к концу недели. В отчетности привели данные оценки запасов по стандартам SEC, то есть оценка запасов до конца срока действия лицензии на разработку месторождения. По большинству месторождений у нас имеются лицензии до 2013 г. А по SPE оцениваются сами запасы до их истощения, до отсутствия рентабельности месторождения. Для производственных работ больше приспособлена оценка по SPE, а оценка по стандартам SEC, скорее, подходит для биржевых игроков. Нужно учесть, что нам в прошлом году удалось продлить лицензии на пяти участках с 2013 до 2056 г., а по закону мы имеем право продлевать сроки лицензии и дальше. Наш аудитор работает первый год, у него нет всей информации по нашим месторождениям, думаю, что в будущем году, если работа с этим аудитором будет продолжена, таких ошибок больше не возникнет.

-Как скоро и каким образом планируется передача нефтяных месторождений "Газпрома" на баланс "Газпром нефти"?

- Пока этот вопрос обсуждается, перечень нефтяных месторождений "Газпрома", которые будут переданы для освоения "Газпром нефти" планируют определить на совете директоров "Газпрома" до конца июля. Но при этом месторождения не будут отданы в собственность компании, мы будем добывать нефть для "Газпрома" как операторы. Ведь если передавать месторождения в собственность компании, значит, нам их придется выкупать у "Газпрома". Но я не вижу большой необходимости это сейчас делать.

- На рынке говорят о том, что медленные темпы передачи месторождений и некоторых активов "Газпрома" "Газпром нефти" связаны с тем, что 20% акций компании до сих пор принадлежит ЮКОСу. Это единственная причина или есть иные? Когда темпы ускорятся?

- ЮКОС здесь не помеха. Единственный "побочный эффект", который может возникнуть при передаче "Газпром нефти" права на разработку нефтяных месторождений для материнской компании, - это увеличение наших доходов, а значит, рост дивидендов. Таким образом, ЮКОС и другие миноритарии смогут на этом заработать.

- Планируется ли передача "Газпром нефти" каких-либо сервисных компаний "Газпрома"? Планируете ли Вы проводить консолидацию тех 17 сервисных компаний, которые уже находятся на балансе "Газпром нефти", создавать единое сервисное подразделение?

- Насчет передачи на наш баланс ряда сервисных компаний решение будет тоже принято в ближайшее время. На мой взгляд, было бы более эффективным, если бы сервисные и добывающие предприятия в какой-то форме были бы переданы из "Газпрома" нам, чтобы наши специалисты, работая там, могли обеспечить наилучшую разработку этих месторождений. Что касается наших сервисных компаний, "дочек", которые уже находятся на балансе "Газпром нефти", я не вижу смысла создавать вместо 17 одну, которой сложно будет управлять. К тому же у каждой из этих сервисных компаний своя специализация. Например, "Ноябрьскнефтегеофизику", которая разрабатывает ТЭО по геологоразведке, вряд ли разумно было бы объединять с буровой сервисной компанией. Однако стратегия работы сервисных "дочек" "Газпром нефти" будет меняться. Какой она будет, опять же решит совет директоров. Хочу отметить, что на рынке сейчас нет достаточного количества квалифицированных сервисных предприятий, и существует кадровый дефицит. Нам нужно развивать собственные сервисные компании для того, чтобы они могли конкурировать на рынке, а не только работать по нашим заказам. Что касается нашей стратегии, то мы намерены в том числе ликвидировать свой собственный дефицит буровой техники. Будут выделены дополнительные средства на закупку и аренду буровых установок как российского, так и западного производства. Также мы намерены привлекать к сотрудничеству западные сервисные компании со своей техникой.

- Глава "Газпром нефти" Александр Рязанов в перерыве собрания акционеров компании упомянул о том, что Ваши сервисные контракты со Schlumberger со временем могут быть пересмотрены, так как услуги этой компании слишком дороги.

- Думаю, что наши собственные сервисные компании способны делать эту работу не хуже и дешевле. Объем работ со Schlumberger планомерно сокращается. Сейчас там, где еще остались западные сервисные компании, работают и наши специалисты, учатся у них. Там, где раньше до приобретения "Сибнефти" "Газпромом" работали сотни специалистов из Schlumberger, уже трудятся лишь десятки. Совсем прекращать это сотрудничество мы не будем, но на сокращении заказов сэкономили существенные деньги, которые пойдут на внедрение новых технологий в добычу сырья, на расширение производства.

- Как проходит Ваша работа на месторождениях в Восточной Сибири?

- В Восточной Сибири "Газпром нефть" пока практически не работает. Мы приобрели там несколько участков, сейчас собираем материалы для ТЭО, а к 2007 г. планируем начать сейсморазведочные работы. А уже к 2008 г. начнем бурение. Этими проектами занимается наша общая с ТНК-BP "дочка" "Славнефть", а конкретно - "дочка" этой компании "Красноярскнефтедобыча". За последние четыре года мы значительно подняли запасы на этих месторождениях и усиленно продолжаем геологоразведку. Однако прибыли пока нам эти месторождения не приносят, потому что отдачи от них еще нет. Мы надеемся, что в будущем месторождения будут рентабельными, поскольку, наконец, приняты поправки в налоговый кодекс, предусматривающие налоговые каникулы по НДПИ для сложных месторождений Восточной Сибири, а также из-за строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.

- Если устранить ту нехватку электроэнергетических мощностей, о которой упоминал Александр Рязанов на собрании акционеров, поможет ли это восстановить высокие объемы добычи нефти?

- Мы на днях начинаем строительство нескольких газотурбинных установок от 10 до 100 МВт, где можно и сжигать газ, и вырабатывать недорогую электроэнергию. Они составят единую электростанцию на 120 МВт, которую планируют ввести в строй к 2008 г. У нас полтора десятка предложений от подрядчиков, сейчас мы выбираем лучшее. Думаю, этих мощностей нам хватит для работы.

- Как будут перераспределяться ресурсы - финансовые, кадровые и технические - при освоении новых месторождений "Газпром нефти"? Например, Вы намерены участвовать в аукционах, организуемых "Роснедрами", а также в аукционах по шельфовым месторождениям в Восточно-Арктических районах. Какие месторождения интересуют Вас в первую очередь?

- В аукционах мы участвуем и будем участвовать, но не намерены тратить на новые месторождения бешеные деньги, будем считать и определять их реальную стоимость, учитывая рентабельность.

- Освоение новых месторождений, например, в Ханты-Мансийске, Томске, в Восточной Сибири, в Приобье, а в перспективе и на Ямале и т.д. потребуют немалых средств. Работе на каких месторождениях будет отдан приоритет, а от каких месторождений у Вас есть желание избавиться? Например, Александр Рязанов говорил о том, что возможна продажа 70% пакета акции компании "ТНК-Сахалин", владеющей лицензией на разработку Лопуховского участка недр на шельфе Сахалина:

- Решение по поводу Лопуховского еще не принято, вполне возможно, мы продолжим осваивать его. Если мы поймем, что участок рентабелен, будем докупать месторождения рядом и осваивать их. А основной упор пока делаем на участки на Чукотке и на Приразломном месторождении на шельфе. Продавать какие-то свои активы мы пока не планируем.

-Ваша стратегии работы на шельфе?

- Мы пока только пробурили несколько разведочных скважин и на следующий год продолжим разведочное бурение на приобретенных нами участках и, возможно, на новых, которые нам интересно было бы приобрести. Но поскольку решение еще не принято, список участков мы не озвучиваем. Что касается наших недавних приобретений, то отмечу небольшой нефтеносный участок в Краснодарском крае в районе Геленджика и еще пару участков в Тюменской области и республике Саха, которые, мы, возможно, купим в ближайшее время.

- Вы работаете в этой должности с февраля. За это время Вы уже успели составить впечатление о том, насколько были адекватны ожидания от купленного "Газпромом" актива с реальной работой компании?

- Я считаю, что "Газпром" купил "Сибнефть" за адекватную сумму, потому что компания перспективная и в будущем вложения окупятся сторицей.

- Поддерживаете ли Вы введение с 1 января 2009 г. новой классификации нефтегазовых запасов? Что она даст для производственников?

- Запасы будут несколько больше привязаны к экономике. Хотя и наша российская классификация запасов была тоже неплохая. Единый стандарт отчасти облегчил бы работу нефтяников, поскольку сейчас западные аудиторы оценивают запасы по разным методикам, отсюда возникает путаница. Но для разработки месторождений аудит ничего не дает, его данные отражаются лишь на капитализации компании и ее кредитном рейтинге. Ясно, что переход на новый стандарт классификации запасов потребует серьезных финансовых вложений и немало времени, поскольку придется проводить исследования по всей России.

- Как вы можете оценить идею создания национальной сервисной компании на базе тех разрозненных отечественных компаний-подрядчиков, которые сейчас работают на этом рынке?

- Не вижу смысла создавать громадную неуправляемую компанию, хотя развивать российские сервисные предприятия в целом нам необходимо. С 90-х годов прошлого века, как только стали привлекать к работе западные сервисные предприятия, прикрепили к ним наших молодых специалистов. Сейчас же они с успехом работают в таких компаниях-лидерах отрасли, как Schlumberger и Halliburton. Руководство Schlumberger сообщило, что у них в штате около 27% россиян, а в целом в западных сервисных компаниях работает до 60% российских специалистов этой отрасли, причем не только на отечественных проектах, но и в Африке, в Азии и т.д. Таким образом, у нас появляется неплохой кадровый резерв для отечественных сервисных компаний.

- Как Вы можете оценить многострадальный законопроект "О недрах"? Насколько он необходим нефтяной отрасли в том виде, в котором сегодня существует?

- Закон уже пора принять, продолжать его модернизировать уже просто нет времени. Но нужно быть готовым к тому, что в первые годы вступления закона в действие останется еще множество проблем с адаптацией регламентов и подзаконных актов, поскольку каждый пункт можно будет трактовать по-разному.

- Налоговое бремя, действительно, серьезно мешает добывать нефть в России или же это преувеличение?

- Конечно, мешает. Например, мы сейчас начинаем внедрять новые технологии на своих месторождениях. У нас в перспективе появятся малорентабельные месторождения, ведь старые запасы исчерпываются. Такие месторождения в России уже сейчас есть в Татарстане, в Башкирии. Если мы обычно отбираем 30-40%, а в результате применения новых технологий отобрали из скважины 35% сырья, должны быть предоставлены льготы, поскольку во внедрение технологий мы вкладываем немалые средства. Уже десятилетие мы ведем об этом разговор с правительством, но до сих пор результата нет. Без этой поправки не будет стимула применять новые технологии.
Комментарии