Конфереция

Искусственное сдерживание цен на бензин кончится плачевно - Александр Сакович

Интервью с замначальника отдела таможенных платежей Министерства финансов России Александром Саковичем


Цены на бензин, которые полгода не вызывали беспокойства автомобилистов, вновь стали расти. Многие аналитики предсказывают, что подорожание бензина будет продолжаться вплоть до сентября. А с 1 августа вступает в силу новая рекордно высокая экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. О том, какую нагрузку это оказывает на нефтяные компании, что приводит к подорожанию бензина и может ли государство контролировать рост этих цен, рассказал заместитель начальника отдела таможенных платежей Министерства финансов России Александр Сакович.

- С сентября 2005 по июнь 2006 гг. стоимость высокооктанового топлива практически не менялась. Однако с начала июля всего за одну неделю цена на бензин выросла в среднем на 30 копеек. Каким образом правительство может влиять на динамику стоимости бензина на внутреннем рынке? Как Вы относитесь к возможности замораживания цен?

- Если мы говорим, что у нас рыночная экономика, то правительство не должно вмешиваться в вопросы ценообразования на внутреннем рынке. Любое необоснованное ограничение цен ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности предприятий. Например, мы наблюдали жесткий вариант установления ограничений роста цен на бензин в начале весны 2005 г. на Украине. Вмешательство украинского правительства привело в итоге к дефициту бензина. А ограничения все равно пришлось снять. Аналогичная ситуация была в начале 1990-х гг. Это были времена либерализации цен за исключением энергоносителей, которые были посажены на прейскуранты при искусственно заниженных с советских времен внутренних ценах. Меры правительства, грубо нарушившие условия нормальной хозяйственной деятельности предприятий нефтяного комплекса, повергли его в глубочайший кризис и превратили богатейшую отрасль в крупнейшего и безнадежного должника. Что касается договоренности с нефтяниками в конце прошлого года, это был мягкий вариант. Нас выручает то, что у них есть большая "жировая" прослойка. Бешеный рост цен 2004 г. (особенно в его конце), намек Владимира Путина "ЛУКОЙЛу" - и цены остановились. Мне, как обывателю, показался интересным факт, что за день до этого Путин встретился с премьер-министром Ирака и главой "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым. Наверное, существовали какие-то интересы, поэтому замораживание цен было вполне осмысленным. Его поддерживали другие. Но если присмотреться внимательно, это замораживание позволило нефтяниками получить не только политический капитал, но и экономически они ничуть не проиграли. Ведь был период, когда НДПИ снижался. Например, в апреле-мае или после августа прошлого года - а значит, и цены могли бы снизиться, но они стояли, как и было условленно. В принципе, согласно законодательству о государственном регулировании ВЭД, государство должно лишь не допускать возникновения дефицита какого-либо товара на внутреннем рынке, а не пытаться запретами (в том числе завышенными экспортными пошлинами) регулировать цены при пересыщенном внутреннем рынке. Каков в этом случае будет результат, я уже сказал.

- Чем объясняется подорожание бензина?

- Тенденция к росту цен на нефтепродукты вполне объяснима. Цены на нефтепродукты, как и на любой другой товар, влияет инфляция. До середины 2004 г. цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке росли на 15-20% в год, что в принципе соответствовало инфляционным тенденциям. Бурный рост цен на эти товары начался во второй половине 2004 г. И произошло это не из-за скачка мировых цен на нефть, а в связи с тем, что государство само его спровоцировало. Идея изъять из нефтяного комплекса побольше средств родилась на популистской предвыборной волне 2004 г. и вылилась в конечном итоге в экономически необоснованное изъятие 3 млрд долл. путем значительного ужесточения формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 1 августа 2004 г. и повышения с 1 января 2005 г. ставки НДПИ. Нефтяники ответили адекватно, то есть также экономически необоснованно, просто не хотелось упускать сверхприбыли. Они начали сразу же превентивно компенсировать потери, создав в конце концов парадоксальную для нормальной экономики ситуацию: цены на бензин и дизтопливо росли до Нового года, хотя спрос на эти нефтепродукты в этот период, естественно, падает. Что касается нынешней ситуации, не надо забывать, что наше правительство начинает год с индексации тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергия, тепло, газ, ЖКХ, железнодорожный и трубопроводный транспорт). Эти услуги составляют значительную часть затрат на производство и реализацию нефтепродуктов. В итоге прежде, чем стать провокатором инфляции, нефтепродукты одними из первых сами страдают от нее. Учитывая также рост цен на материалы и оборудование, рост цен на нефтепродукты в пределах обшей инфляции - то есть около 10% в год - следует признать экономически обоснованным. И не нужно их искусственно сдерживать административным ресурсом, поскольку это рано или поздно кончится плачевно как для отрасли, так и государства.

- В ФАС считают, что на цены на нефтепродукты негативно влияет тот факт, что вертикально интегрированные компании до двух третей своей продукции поставляют на внешний рынок. Согласны ли Вы с этим мнением?

- Наши нефтяники действительно вывозят три четверти добываемой нефти - как в сыром виде, так и переработанном, то есть в виде нефтепродуктов. Но нет даже намека на дефицит. Переходящие остатки меняются, но все равно в сумме у предприятий нефтепродуктообеспечения и производителей составляют до миллиона тонн - запас непробиваемый. Рынок не просто насыщен, а даже слегка перенасыщен. Обычно народ ропщет на цены. Но о дефиците мы не слышали давно. Даже во времена 1990-х гг., когда неразумно устанавливались запреты, они приводили к затовариванию рынка. Так как Находка, Владивосток, Чукотка говорили, что им не хватает мазута, а мы перекрывали весь мазут, предназначенный на экспорт. А при чем тут европейский мазут (основная часть экспортного мазута) и Дальний Восток, Камчатка, Чукотка, которые снабжаются по иной схеме? Мы же запирали весь рынок. Сейчас он насыщен. Кстати, эффективность внутренних поставок выше внешних. Топ-менеджеры "ЛУКОЙЛа" говорят, что с каждой тонны нефти получат 100 долл. на внешнем рынке, а на внутреннем рынке - значительно больше, ряд источников называет даже цифру 230 долл. с тонны нефти. По моим оценкам, нефтяники получают на внутреннем рынке чистую прибыль от реализации бензина в 180 долл. с тонны, а дизельного топлива - 220 долл. с тонны; с мазутом, конечно, похуже. Я убежден, что вывозятся только излишки. Правда, возможен дефицит 95-го бензина. Наши заводы технологически не могут производить нормальный 95-й бензин, не добавив туда ароматических углеводородов, но это далеко от евростандартов. А сейчас мы импортируем много машин, да и на территории страны развивается производство иномарок. Поэтому 95-й бензин будет дефицитен.

- С 1 августа вводится новая рекордная экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. Не приведет ли это к росту цен? Какова налоговая нагрузка на нефтяные компании?

- Налоговое изъятие со сверхприбыли - с учетом пошлины, НДПИ, налога на прибыль - составляет 90% (при цене на нефть выше 25 долл. за баррель). Сама чистая прибыль при нынешних ценах на нефть около 65 долл. за баррель составляет 46 долл. с тонны с учетом изъятий. В 2005 г. нефтяники получили чистую прибыль в размере 38 млрд долл. (включая не только экспорт, но и внутренний рынок). О какой нагрузке можно говорить, когда на растущей волне выигрывают все - и бюджет, и нефтяники?! Экспортные пошлины выполняют чисто фискальную функцию и, изменяясь адекватно конъюнктуре мирового рынка, не оказывают какого-либо давления на цены внутреннего рынка нефтепродуктов. Они, не затрагивая прибыли, должны были бы изымать большую часть сверхприбыли. Однако в условиях постоянно растущих мировых цен они не справляются и с этой функцией. Приведу пример. По результатам мониторинга за январь-февраль текущего года, пошлина была установлена в размере 186,4 долл. за т (очередной рекорд!). Средняя цена за период мониторинга составила 58,1 долл. за баррель. Данная ставка вступила в действие с 1 апреля, в тот момент цена нефти на европейских рынках была уже выше 65 долл. за баррель. Таким образом, существующий механизм установления пошлин позволил нефтяникам получить более 50 долл. с тонны дополнительной сверхприбыли. Учитывая, что пошлина на нефтепродукты вступает в действие еще на 20-30 дней позже, чем пошлина на нефть, то здесь эффект для нефтяников еще выше.

- К каким потерям бюджета приводит несинхронность установления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты?

- Действие пониженных пошлин на нефтепродукты почти на месяц дольше, чем могло бы быть в случае синхронизации, приведет к бюджетным потерям, например, в августе 2006 г. в сумме около 60 млн долл.

- В Госдуме уже рассматривается законопроект о синхронизации установления вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Можно ли ожидать, что уже в этом году новые пошлины будут устанавливаться одновременно?

- Закон достаточно технический, его примут в любом случае. Если это случится до конца весенней сессии, новые пошлины синхронно могут вступить в действие уже с 1 октября.

- Считаете ли Вы целесообразным скорректировать механизм определения вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты?

- Мы долго ломали голову, как минимизировать срок принятия решения о новых пошлинах. Сейчас получается почти трехмесячный отрыв от начала периода мониторинга. В итоге с нынешним главой ЦБ Сергеем Игнатьевым мы пришли к выводу, что это самая рациональная схема и меньше срок быть не может. По закону о таможенном тарифе ставки устанавливает правительство. Чиновникам отводится 20 дней для подведения итогов мониторинга и выпуска (включая опубликование) нормативного акта правительства РФ. Новая пошлина на нефть вступает в действие через 10 дней после официального опубликования постановления. Меньше чем за месяц невозможно технически пересмотреть пошлину даже регламентно.

- Какие еще механизмы способствуют дополнительному получению сверхприбыли экспортерами?

- Этому способствуют пробелы в Таможенном кодексе. Когда писалась глава Таможенного кодекса о перемещении товаров трубопроводным транспортом, казалось, что многие лазейки для уклонения от уплаты пошлин в полном объеме перекрыты. Согласно ст. 312, пошлина уплачивается в два приема: 50% по временной декларации в месяц, предшествующий месяцу поставки. Остальные 50% - при подаче полной ГТД в месяц, следующий за месяцем поставки. На практике оказалось, что, несмотря на то что вся наша страна изрыта трубопроводами, этим видом транспорта на экспорт отправляется не более трети вывозимой нефти, поскольку пересечение границы определяется последним видом транспорта, а это чаще всего морской, речной или железнодорожный транспорт. Таким образом, остальная нефть и большая часть нефтепродуктов вывозится не согласно упомянутой ст. 312, а согласно ст. 138, разрешающей временное декларирование товаров. Временная декларация подается в течение месяца, предшествующего месяцу поставки, и пошлина уплачивается в момент подачи этой декларации. В этом случае экспортеры имеют возможность придержать товар при намечаемом снижении пошлины или заявить к вывозу повышенный объем при намечаемом повышении ставки пошлины. Реально наши рекордные пошлины работают не два месяца, а не более месяца. Бюджет несет колоссальные потери, а нефтяники получают дополнительные сверхприбыли. Эта проблема является головной болью таможни, арбитражных судов, Счетной палаты и даже администрации президента РФ.

- Сколько бюджет теряет при этом? Какие меры предпринимаются?

- Потери бюджета оценить нелегко. Можно предположить, что те, кто применяет эту схему, сокращают действие всех наших рекордных пошлин ровно в 2 раза. Но не все участники рынка такие недисциплинированные. Есть положительный пример - "ЛУКОЙЛ". А действиями ТНК-BP по применению 138 статьи был озабочен даже аппарат президента. Для устранения бреши сейчас разрабатываются поправки в Таможенный кодекс. В частности, они будут касаться устранения недостатка при временном декларировании. Будет сказано, например, что временная декларация подается по последнему виду транспорта. В этом случае уже сокращаются сроки подачи временной декларации. Сейчас получается, что один и тот же товар находится в неравных условиях: вид транспорта влияет на размер пошлины, полностью платится пошлина только по трубе. Поправки будут жесткие, они, на мой взгляд, сделают практически бессмысленным временное декларирование. Мне, правда, грустно, что товаров много (и тариф на них стабилен), а ради нефти придется ужесточить эту упрощенную статью.

- Как Вы относитесь к идеям стимулировать глубину переработки или качество нефтепродуктов дифференциацией акцизов на них?

- Да, действительно подготовлен законопроект по использованию акцизов через их дифференциацию для стимулирования глубины переработки нефти или повышения качества нефтепродуктов. К этим предложениям я отношусь отрицательно. Прежде всего акциз - чисто фискальный косвенный налог, взимаемый с товаров с повышенной доходностью, конечным плательщиком которого является потребитель. С другой стороны, я считаю вопросы глубины переработки и повышения качества нефтепродуктов не столько экономическими, сколько технологическими и экологическими. Нефтепереработка работает не сама по себе, а по заказу отраслей экономики. Пока существует значительная потребность в низкооктановом бензине (сельское хозяйство, "оборонка", транспорт, в том числе общественный, личные автомобили и мотоциклы), он должен производиться. Еще недавно существовавшие марки бензина А-66 и А-72 исчезли не за счет углубления переработки, а потому что исчезла техника, их потреблявшая. Качество должно стимулироваться не косвенным налогом, который рано или поздно ложится на плечи потребителей. Америка 15 лет модернизировала свою нефтепереработку, стимулируя этот процесс, в том числе ставкой налога на прибыль и ставкой рефинансирования. Ни в Штатах, ни в Европе, ни в Японии не было никогда такой запущенной нефтепереработки, как у нас, и то ушли десятилетия на модернизацию отрасли, прежде чем они начали вводить экологические стандарты качества. Средний срок службы оборудования на российских НПЗ - до 50 лет. Глубокая переработка - не самоцель, у каждой страны свои потребности и приоритеты: в США - автобензин, в Европе - дизельное топливо, в Японии - малосернистый мазут. Программа, которую необходимо осуществить в России, должна звучать так: коренная реконструкция и модернизация оборудования НПЗ, включая глубокую переработку нефти. Яркий пример: "ЛУКОЙЛ" с гордостью говорит, что поставил гидрокрекинг, соответствующий евростандарту. Да, поставил, замечательно. Но установку-то поставил на старую базу. Реконструкция НПЗ должна начинаться с основного оборудования, с колонн. От того, как четко разделены фракции, зависят качество продукции и экономика остальных процессов. Стандарты качества моторного топлива и сроки их внедрения должны определяться общей экологической программой, включающей в том числе и модернизацию отечественного двигателестроения и нефтепереработки. Необходимо дать время на модернизацию, а лишь затем вводить штрафы - например, подобные санкциям за превышение ПДК.

- Правительство РФ уже приняло постановление об отмене таможенных пошлин на оборудование, которое не производится в России. Как Вы относитесь к предложениям по отмене таможенной пошлины на полный комплекс ввозимого оборудования для строительства НПЗ, а также для добычи битумозных видов нефти?

- Я полностью поддерживаю отмену ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. В сочетании с введенным с 2006 г. ускоренным налоговым вычетом по НДС для того же оборудования она дает значительное сокращение средств, необходимых нефтяникам для капитального строительства. Но я считаю, что такие решения принимаются бессистемно. Чиновники, их принимающие, довольно слабо разбираются в технологии, а тут еще по какому-то недоразумению в ТН ВЭД отсутствует основной вид нефтеперерабатывающей и нефтехимической аппаратуры - реакторы, регенераторы и т.п. или комплектное оборудование (комплекс каталитического крекинга, комплекс гидрокрекинга или, например, завод по производству сжиженного природного газа (СПГ)). Эффекта от принимаемых решений было бы больше, если бы нефтяники предоставляли программы развития нефтепереработки по каждому заводу. Это, кстати, позволило бы также более точно представлять выпадающие доходы бюджета.
Комментарии