ОАО 'Газпром нефть' - 'дочка' ОАО 'Газпром', созданная на базе 'Сибнефти', - приобрела права на строительство в Петербурге 30 АЗС. Благодаря этому компания может занять около 10% городского рынка розничной торговли нефтепродуктами. Администрация Петербурга создала идеальные условия для выхода 'Газпром нефти' на местный рынок. Смольный обеспечивает преференции компании, которая в силу политических решений, принятых на федеральном уровне, становится петербургским налогоплательщиком.
Предложенная петербургскими чиновниками схема проведения торгов, как единодушно констатируют эксперты, изначально выстраивалась в расчете на победу компании 'Газпром нефть'. Участник торгов должен был взять на себя обязательство перечислить по итогам 2006 года в бюджет Петербурга не менее 4 млрд рублей налогов (в том числе 100 млн рублей от розничной торговли нефтепродуктами). Кроме того, от претендента требовалось внести на специальный депозитный счет 1,2 млрд рублей залога: в случае невыполнения обязательств по налоговым платежам эта сумма будет изъята как штраф в пользу бюджета. Столь жесткие условия отбили желание участвовать в торгах не только у местных трейдеров, но и у вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Генеральный директор ОАО 'Газпром нефть' Александр Рязанов заявлял после регистрации компании в Петербурге, что она намерена в ближайшее время построить 30-50 АЗС, заняв прочную позицию на городском топливном рынке. Ранее, весной-летом 2005 года, 'Сибнефть' приобрела на торгах права на строительство семи АЗС (из них пять участков были объединены в единый лот). Расширив свою сеть в Петербурге до 37 АЗС, 'Газпром нефть' сможет занять около 10% рынка (по данным НП 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга', в городе функционирует 329 АЗС и 27 должны быть введены в 2006 году).
Схема, использованная Смольным в очередной раз, далеко не бесспорна и фактически означает создание для отдельных компаний (считающихся стратегическими партнерами администрации города) эксклюзивных конкурентных преимуществ. Продажа пятен столь крупным лотом, а также требования по перечислению налогов заведомо отсекают от участия в торгах местных операторов и другие российские нефтяные компании, заинтересованные в выходе на рынок Петербурга.
'При желании Федеральная антимонопольная служба могла бы, естественно, опротестовать результаты подобного конкурса, - говорит президент НП 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга' Олег Ашихмин. - Однако благодаря фактору очень серьезного административного ресурса были исключены любые моменты, способные помешать проведению таких торгов. Вместо создания равных условий для всех участников рынка, что требуется, по закону, от исполнительной власти субъекта федерации, в Петербурге обеспечиваются особые условия для конкретных компаний, интересы которых целенаправленно лоббируются'.
На наш взгляд, город не должен апеллировать к логике 'оптовой продажи', обосновывая целесообразность создания крупных лотов. Участки под АЗС - чрезвычайно ликвидный продукт, и, несомненно, они должны продаваться в розницу. И любая компания, желающая сформировать свою сеть, может приобретать интересующие ее пятна на торгах, на равных конкурируя с другими претендентами. А с точки зрения бюджета Петербурга привлекательным налогоплательщиком является любая АЗС на территории города, независимо от ее принадлежности к некой 'стратегической' сети. Наконец, если все же какие-то участки не будут востребованы для АЗС, их в ситуации общего дефицита пятен под застройку наверняка можно продать на торгах, установив иное функциональное назначение (автосервис, торговля и т.д.).
Кстати, администрация Петербурга имеет успешный опыт проведения торгов, когда крупным инвесторам предлагались пятна для создания целой сети АЗС, но при этом обеспечивалась реальная конкуренция. В декабре 2005 года ЗАО 'ТНК-ВР Северная столица' в честной борьбе на аукционе выиграло единым лотом 15 участков, причем цена выросла с 6,93 до 25,27 млн долларов (каждое пятно обошлось в среднем в 1,7 млн долларов). Главное, что при организации аукциона не выставлялось никаких дискриминационных условий, которые отсекают возможных участников и дают основания для обвинения властей в лоббировании интересов какой-либо компании. Следование таким правилам оптимально и с точки зрения интересов города, и для участников рынка.
Аукцион по заказу
На торгах, проведенных ОАО 'Фонд имущества Санкт-Петербурга', компания 'Газпром нефть' получила право аренды на инвестиционных условиях 30 земельных участков, где в течение двух лет должны быть построены АЗС. Пятна продавались единым лотом, позволяющим создать в Петербурге крупную сеть АЗС. Лот был реализован по стартовой цене - 11,9 млн долларов. В аукционе участвовала помимо 'Газпром нефти' еще одна компания ('НП Холдинг'), которая, однако, по существу, и не пыталась торговаться за лот.Основные участники топливного рынка Санкт-Петербурга (включая природы)
Предложенная петербургскими чиновниками схема проведения торгов, как единодушно констатируют эксперты, изначально выстраивалась в расчете на победу компании 'Газпром нефть'. Участник торгов должен был взять на себя обязательство перечислить по итогам 2006 года в бюджет Петербурга не менее 4 млрд рублей налогов (в том числе 100 млн рублей от розничной торговли нефтепродуктами). Кроме того, от претендента требовалось внести на специальный депозитный счет 1,2 млрд рублей залога: в случае невыполнения обязательств по налоговым платежам эта сумма будет изъята как штраф в пользу бюджета. Столь жесткие условия отбили желание участвовать в торгах не только у местных трейдеров, но и у вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Генеральный директор ОАО 'Газпром нефть' Александр Рязанов заявлял после регистрации компании в Петербурге, что она намерена в ближайшее время построить 30-50 АЗС, заняв прочную позицию на городском топливном рынке. Ранее, весной-летом 2005 года, 'Сибнефть' приобрела на торгах права на строительство семи АЗС (из них пять участков были объединены в единый лот). Расширив свою сеть в Петербурге до 37 АЗС, 'Газпром нефть' сможет занять около 10% рынка (по данным НП 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга', в городе функционирует 329 АЗС и 27 должны быть введены в 2006 году).
Эксклюзивные правила
Задействованная в интересах ОАО 'Газпром нефть' конкурсная модель была впервые опробована в марте 2005 года, когда компания 'ЛУКОЙЛ Северо-Запад' также без сколько-нибудь реальной конкуренции выиграла единым лотом 30 пятен для строительства АЗС (они обошлись в 10,3 млн долларов). Требования к претенденту тогда были менее жесткими - перечисление в бюджет 2 млрд рублей налогов (в том числе 100 млн рублей от розничной продажи топлива) и депонирование 300 млн рублей. Как сообщили в ОАО 'Фонд имущества Санкт-Петербурга', по итогам 2005 года эти условия 'ЛУКОЙЛ Северо-Запад' выполнил.Схема, использованная Смольным в очередной раз, далеко не бесспорна и фактически означает создание для отдельных компаний (считающихся стратегическими партнерами администрации города) эксклюзивных конкурентных преимуществ. Продажа пятен столь крупным лотом, а также требования по перечислению налогов заведомо отсекают от участия в торгах местных операторов и другие российские нефтяные компании, заинтересованные в выходе на рынок Петербурга.
'При желании Федеральная антимонопольная служба могла бы, естественно, опротестовать результаты подобного конкурса, - говорит президент НП 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга' Олег Ашихмин. - Однако благодаря фактору очень серьезного административного ресурса были исключены любые моменты, способные помешать проведению таких торгов. Вместо создания равных условий для всех участников рынка, что требуется, по закону, от исполнительной власти субъекта федерации, в Петербурге обеспечиваются особые условия для конкретных компаний, интересы которых целенаправленно лоббируются'.
Цена конкуренции
По мнению экспертов, продажа земельных участков единым лотом чревата и прямыми потерями городского бюджета. В среднем каждое пятно обошлось компании 'Газпром нефть' в 400 тыс. долларов. Но в 2004-2005 годах, когда на торгах продавались одиночные участки, их цена в ряде случаев возрастала в три-четыре раза и достигала 1-1,4 млн долларов. Впрочем, Олег Ашихмин отмечает: 'Лот, приобретенный компанией 'Газпром нефть', был составлен в расчете на компанию, которая только выходит на рынок и не имеет своей сети. Некоторые предложенные пятна в других условиях, при проведении нормальных аукционов, просто никто не купил бы, настолько они неинтересны с точки зрения экономики. В то же время ряд участков мог быть продан по более высокой цене, достигающей в отдельных случаях порядка 1 млн долларов'.На наш взгляд, город не должен апеллировать к логике 'оптовой продажи', обосновывая целесообразность создания крупных лотов. Участки под АЗС - чрезвычайно ликвидный продукт, и, несомненно, они должны продаваться в розницу. И любая компания, желающая сформировать свою сеть, может приобретать интересующие ее пятна на торгах, на равных конкурируя с другими претендентами. А с точки зрения бюджета Петербурга привлекательным налогоплательщиком является любая АЗС на территории города, независимо от ее принадлежности к некой 'стратегической' сети. Наконец, если все же какие-то участки не будут востребованы для АЗС, их в ситуации общего дефицита пятен под застройку наверняка можно продать на торгах, установив иное функциональное назначение (автосервис, торговля и т.д.).
Кстати, администрация Петербурга имеет успешный опыт проведения торгов, когда крупным инвесторам предлагались пятна для создания целой сети АЗС, но при этом обеспечивалась реальная конкуренция. В декабре 2005 года ЗАО 'ТНК-ВР Северная столица' в честной борьбе на аукционе выиграло единым лотом 15 участков, причем цена выросла с 6,93 до 25,27 млн долларов (каждое пятно обошлось в среднем в 1,7 млн долларов). Главное, что при организации аукциона не выставлялось никаких дискриминационных условий, которые отсекают возможных участников и дают основания для обвинения властей в лоббировании интересов какой-либо компании. Следование таким правилам оптимально и с точки зрения интересов города, и для участников рынка.
Комментарии