Конфереция

В Совете Федерации предлагают увеличить штраф за нарушение антимонопольного законодательства на топливном рынке

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям обсудила проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (касающихся усиления ответственности хозяйствующих субъектов за картельные соглашения и злоупотребление доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов)". В результате дерегулирования топливного сектора сложилась ситуация, в которой несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний делят общероссийский рынок нефти и нефтепродуктов между собой по территориальному признаку. При этом конкуренция между компаниями практически отсутствует, и формально либерализованный рынок нефти и нефтепродуктов по сути остается монопольным, полагают в комиссии СФ по естественным монополиям.
На сегодняшний день наиболее высокий уровень монополизации наблюдается в области оптовых поставок нефтепродуктов. Несмотря на то, что в рознице более половины рынка занимают независимые АЗС, они не имеют возможности выбора поставщика, что способствует удержанию высоких цен на реализуемые нефтепродукты.
Пробелы в антимонопольном законодательстве способствуют сохранению фактически монопольного положения крупных компаний на региональном уровне. Даже в случае фиксации нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, привлечение его к ответственности не дает необходимого эффекта, поскольку прибыль, получаемая с нарушением законодательства, многократно превышает размер штрафных санкций.
"На сегодняшний день размер штрафов установлен в пределах от 2 до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, - отметил председатель комиссии СФ по естественным монополиям Михаил Одинцов. - Законопроект, подготовленный нашей комиссией, который мы сегодня рекомендовали внести в Государственную Думу, предлагает установить штраф за нарушение антимонопольного законодательства в размере 2% от годового оборота за предшествующий год в случае злоупотребления доминирующим положением не рынке и 4% от оборота за предшествующий год в случае согласованных действий, то есть картельного сговора".
Комментарии